С 1 сентября вступает в силу госстандарт для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Останутся ли в России коррекционные школы? Сколько особенных детей может быть в классе? Достаточно ли у нас педагогов-дефектологов? На вопросы "РГ" отвечает директор Института детства Московского педагогического государственного университета Татьяна Соловьева.
Татьяна Александровна, дорабатывается новый стандарт для педагогов-дефектологов, которые будут помогать учителям. Что требуется от этих специалистов?
Татьяна Соловьева: Стандарт содержит новые требования к работе дефектологов. Главное - умение помогать особому ребенку в обычной школе или детском саду и в специальных учреждениях.
Обязательным для учителя-дефектолога станут обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, детей с аутизмом, консультирование семей, где есть "проблемные дети", психолого-педагогическое сопровождение детей при инклюзивном обучении, работа в условиях дистанционного образования. Уже подготовлен госстандарт для учеников с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября. Но он пока касается только начальной школы.
Никто не будет требовать от "особенных" учеников выучить наизусть сто стихотворений?
Татьяна Соловьева: Нет. Этого не должны требовать сегодня даже от здорового ребенка. Специальный стандарт для начальной школы ориентирован на широкую вариативность, разные программы для разных детей. В адаптированных программах может быть другой набор учебных предметов, но обязательно будут коррекционно-развивающие курсы. Стандарт учитывает особые образовательные потребности глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих учеников, с задержкой развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутистов. Для таких детей по новым требованиям в массовых школах должно быть обязательно организовано психолого-педагогическое сопровождение. В инклюзивных классах со школьниками будут работать не только учителя, но и логопеды, дефектологи, социальные педагоги.
Где готовят дефектологов и сколько их надо?
Татьяна Соловьева: Институты и факультеты коррекционной педагогики есть в ряде вузов. Но, например, нам не хватает около 200 сурдопедагогов. Это серьезная цифра, потому что в год вузы выпускают примерно 50 таких специалистов, и далеко не все из них работают по специальности.
В школах появилась электронная запись, и сразу стал заметен большой минус: учителя не знают, придет ли в первый класс ребенок с синдромом Дауна, слабослышащий или глухой. Родители не обязаны предоставлять эту информацию. Но как тогда школе подготовиться к приему особенных учеников?
Татьяна Соловьева: Да, это проблема. Регистрируясь в электронной очереди, родители не предоставляют дополнительную информацию о состоянии здоровья своего ребенка, в том числе и потому, что дополнительной строчки в форме заявки нет. А эти сведения школе очень нужны. Хотя бы для того, чтобы выполнять нормы санпинов по наполняемости классов. По правилам, если в классе учатся два ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то больше 20 учеников там быть не может. Если в классе три таких школьника, то количество учеников не может быть больше 15. Больше трех учеников с ограниченными возможностями здоровья в классе вообще не должно быть.
Есть и другая проблема для школ: на ученика с инвалидностью выделяется повышенное в 2-3 раза финансирование. А если у ребенка с ограниченными возможностями здоровья инвалидности нет, то выделяемые средства крайне недостаточны.
Не кажется ли вам, что инклюзив приведет к тому, что большинство коррекционных школ будет закрыто? Зачем держать спецшколу, если всех больных детей можно отдать в обычную?
Татьяна Соловьева: Такое опасение было несколько лет назад. Сейчас регионы заинтересованы сохранить сеть коррекционных школ. У родителей должен быть выбор: отдать ребенка в инклюзивную школу или в коррекционную. Специальная школа - не приговор, а, напротив, шанс для многих детей на достижение уровня развития, сопоставимого с нормой. Ученик с особенностями слуха, зрения, движений, речи получает такой же аттестат зрелости, как и обычный ребенок. При этом он научится специальным приемам поведения, речи, деятельности, которые позволяют "обходить" объективные для такого человека трудности. Например, навыки пространственной ориентировки, свободного перемещения с тростью у слепого, навыки слухо-зрительного восприятия речи и чтения с губ у глухого человека.
Как определить, есть ли у малыша нарушения в развитии?
Татьяна Соловьева: Прежде всего надо обратить внимание на поведение и речь. Если что-то кажется родителями необычным, непохожим на поведение и речь окружающих сверстников, стоит обратиться к медикам и дефектологам. Можно получить консультацию по раннему развитию ребенка в центрах раннего развития, центрах сопровождения семьи, окружных психолого-медико-педагогических центрах, в Институте коррекционной педагогики РАО.
Если в развитии ребенка что-то пошло не так, не стоит отчаиваться и опускать руки. Известно, что реабилитационный потенциал наиболее высок в возрасте до первых 3 лет жизни. К возрасту от 6,5 до 7 лет родителям стоит насторожиться, если ребенку трудно сидеть спокойно за столом даже незначительное время, контролировать свое поведение, если он быстро и сильно утомляется. В последние годы растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Так, в 2013 году, по статистическим данным, 1 из 160 новорожденных мог быть признан ребенком с аутизмом. Сегодня зарубежные исследователи приводят цифры 1 из 90-100.
Вопрос из почты "РГ": Ребенку в 5 лет поставили диагноз задержка речевого и психического развития. А можно ли снять такой диагноз? - спрашивает Ольга М. из Саратовской области.
Татьяна Соловьева: Задержка речевого развития - не диагноз, а заключение логопеда. Задержка психического развития - отставание в развитии памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. Решение о том, есть или нет у ребенка задержка психического развития, принимает специальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же и решает, уточнить или снять диагноз.
Кто такие дефектологи и с какими детьми они работают?
Логопед - изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи.
Сурдопедагог - занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха.
Тифлопедагог - специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения.
Сурдотифлопедагог - работает со слепоглухонемыми детьми.
Амблиолог - является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей.
Олигофренопедагог - занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.
Справка "РГ"
К 2020 году 70 процентов колледжей и техникумов должны быть готовы учить студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. С января 2017 года вступит в силу новый стандарт для педагогов среднего профобразования, и эксперты надеются, что в педвузах студентам будут давать основы знаний коррекционной педагогики.
|
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
-
В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
-
«Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
-
Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
-
ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
-
ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
-
Играем с внуками: картонный домик для детей
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
-
Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
-
Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
-
И «ликбез», и радость
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
-
5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
-
Котейки. Недетские новеллы
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
-
Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
-
Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
-
В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
-
Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
-
Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
-
Как заинтересовать ребенка космосом?
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
-
Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
-
Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.
|
|