НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Профессию не выбирал...»

20 Ноября 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/batalov_20_11 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

batalov 2 

20 ноября празднует день рождения великолепный актёр Алексей Владимирович Баталов. Ему исполнилось 87 лет. Баталов сыграл более сорока ролей в кино, и многие из них стали настоящим событием в киноискусстве.

Алексей Баталов вырос в театральной семье: известными актёрами Московского художественного театра были не только его родители, но и дядя, и тётя со стороны отца.
Когда Алёше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская, вышла замуж за известного в те годы писателя-сатирика Виктора Ардова, который сумел стать для мальчика настоящим отцом. В квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом, часто бывали Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров. Подолгу там гостила Анна Ахматова. С Анной Андреевной у Баталова связано множество воспоминаний. Как-то она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар – чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрёл... подержанный «Москвич». И назвал его Аннушка.


 Детство в театре

Первое детство, по словам Баталова, закончилось в 1941 году. Второе – началось в эвакуации в Бугульме. Алексей Владимирович вспоминает: «Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное – война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме».
Вернувшись после войны в Москву, Алексей окончил школу и поступил в школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: «Я сроду не знал, что такое песочница! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актёров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актёром. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын...»
По окончании школы-студии, с 1950 по 1953 год, Баталов был актёром Центрального театра Советской Амии. В 1953–1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.


 Новый герой

Алексей Баталов не собирался сниматься в кино. Считал, что его место только в театре. И, кстати, укрепился в этом убеждении после того, как снялся в крошечном эпизоде в картине «Зоя» о легендарной Зое Космодемьянской. Было это в 1944 году. Баталов вспоминал потом, что чувствовал себя совершенно ужасно.
Десять лет спустя режиссёр Хейфиц пригласил молодого актёра на одну из главных ролей в фильме «Большая семья». С Алексеем Журбиным на советский экран пришёл новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.
Встреча с таким режиссёром стала поистине судьбоносной для молодого актёра. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актёре новый тип героя. В лице А. Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрёл героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести.
Баталов снялся ещё в четырёх картинах у Хейфица: «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». Все герои Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссёров, и в 1956 году Марк Донской пригласил молодого актёра на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького «Мать». Интересно то, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный Николай Баталов.
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли». Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Этот фильм до сих пор остаётся единственной советской картиной, удостоенной Золотой пальмовой ветви Международного кинофестиваля в Канне.

{gallery rows=7 cols=1 width=290}TXTS/2015/batalov_20_11{/gallery}


Режиссура, радио

В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей по произведениям Толстого, Куприна, Лермонтова, Шекспира.
Рассказывая о творческом пути Баталова, нельзя не упомянуть о режиссёрской работе. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссёра фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому.
Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм «Три толстяка», в котором актёр играл одну из главных ролей - канатоходца и революционера Тибула. Артист сам, без дублёра, шёл по натянутой между домами проволоке, причём без страховки. Целый год он тренировался, чтобы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана, в прошлом цирковая наездница, тем временем обучала девочку, игравшую Суок.


Слесарь Гоша

Особняком стоит мелодрама «Москва слезам не верит» – фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве – премию Оскар.
Роль слесаря-философа Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. Слесарь Гоша стал мечтой многих советских женщин.
Однако Баталов считает, что зрители всё-таки не совсем разглядели его героя: «Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует».


Семья

Алексей Владимирович рано стал семейным человеком: первый раз он женился в шестнадцать, невесте Ирочке Ротовой было столько же, они знали друг друга с детства. Правда, узаконить свои отношения юные влюблённые не смогли из-за возраста, а поэтому просто купили одно кольцо на двоих. Через два года они поженились, а потом родилась дочь Надя. После съёмок в «Большой семье» в 1954 году Баталов стал знаменитым, начались гастроли, звонки поклонниц. Жена не выдержала, начались ссоры. Алексей Баталов увлёкся потомственной циркачкой-наездницей цыганкой Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной, потом женился на Гитане. Их семейная жизнь оказалась долгой и счастливой, но была омрачена болезнью дочери. Маша появилась на свет с родовой травмой. После её рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой. Никакое лечение не помогло: Маша так и осталась в инвалидной коляске. Но родители сделали всё возможное, чтобы дочь нашла своё место в жизни. Алексей Владимирович брал её с собой на все гастроли, её возили в театр и на балет. Мария оказалась одарённым и сильным человеком, она закончила сценарное отделение ВГИКа, написала книгу, выпустила сценарий, по которому сняли фильм, стала членом Союза писателей.


 В наши дни

Алексей Владимирович преподаёт во ВГИКе уже окло сорока лет,  давно не снимается в кино. В последнее время здоровье его пошатнулось, он редко выходит из дома. Живёт актёр довольно замкнуто, избегает публичности, общается только с женой и дочерью Марией, не даёт интервью.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: