НА КАЛЕНДАРЕ

Отец величия Сибири Николай Муравьев-Амурский

По инф. СМИ   
07 Сентября 2024 г.

В конце августа исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Муравьева-Амурского.

Фото ru.wikipedia.org

Графа Николая Муравьева-Амурского каждый знает в лицо, сам того не подозревая: памятник ему изображен на пятитысячной купюре. Именно он увеличил территорию России более чем на миллион квадратных километров, что равно суммарной площади нескольких европейских государств, отменил крепостное право за Уралом, практически победил коррупцию, дал импульс экономическому развитию региона и первым выступил с проектом строительства Транссибирской железной дороги. И все – за 14 лет правления, с 1847 по 1861 год.

С 18 лет Муравьев, получив офицерский чин, начал службу в лейб-гвардии Финляндского полка, в составе которого участвовал в турецкой кампании, затем в войне на Кавказе. Пожалуй, так бы и служил, но замучила лихорадка. В 32 года Николай Муравьев подал в отставку в звании генерал-майора и поехал поправить здоровье на воды.

На обратной дороге в доме друзей во Франции встретил любовь всей своей жизни – Катрин де Ришмон. Однако объясняться с ней не стал: он был беден и ничего не мог предложить красивой и богатой девушке. Так бы эта история любви и закончилась, но, едва он вернулся в Россию, Николай I назначил его тульским губернатором. Тут же Муравьев послал Катрин объяснение в любви, предложение руки и сердца и неожиданно получил согласие. Невеста сама приехала в Россию, где они сразу повенчались.

На посту губернатора Муравьев пытался облегчить жизнь крестьян, а в отчете о своей первой ревизии указал на неудовлетворительное состояние тюремных помещений, упадок сельского хозяйства, для помощи которому он планировал учреждение в Туле губернского общества сельского хозяйства. Вместе с отчетом Муравьев подал монарху записку о положении крестьян, где изложил свое видение необходимой реформы. Известно, что в ответ император назвал его «либералом». Однако вместо санкций назначил генерал-губернатором Восточной Сибири.

Территории, которыми отправился управлять Николай Муравьев, составляли треть тогдашней России. Они были присоединены еще в XVI веке, но не закреплены на карте, да и инфраструктуры там не было никакой. По факту в середине XIX столетия окраиной империи считался Иркутск, а на восток, еще на пять тысяч километров, простирались малоизученные незаселенные земли. К ним уже начала присматриваться Британия, которая тогда была самой мощной державой с колониями по всему миру. Кроме того, оставался нерешенным вопрос о границе между Россией и Китаем. Предыдущие генерал-губернаторы не хотели влезать в государственные дела. А Николай Муравьев сразу заявил императору, что готов закрыть вопрос с наибольшей пользой для империи.

Государственная ревизия вскрыла злоупотребления прежнего генерал-губернатора на миллионы рублей. Николай Муравьев, напротив, был человеком кристально честным: сам не воровал и другим не давал. Десятки уволенных и разжалованных чиновников писали жалобы на «губернатора-самодура», искали личной аудиенции у царя. Но в любом споре Николай I поддерживал своего «либерального» ставленника. Впрочем, генерал-губернатор не всегда придерживался либеральных взглядов: так, он по политическим мотивам («рассадник смуты») отклонил предложение открыть в Иркутске университет.

Прошения об укреплении восточных границ, которые Николай Муравьев писал на имя императора с 1849 года, оставались без ответа: из-за гигантского расстояния и полного бездорожья перебросить даже роту солдат на другой конец страны было делом непростым. И тогда Муравьев решился на неслыханную дерзость: он дал вольную крепостным без ведома царя и создал из них собственную армию. Произошло это за десять лет до отмены крепостного права.

Эти крестьяне работали на Нерчинских заводах в Забайкалье, которые когда-то приносили государству немалые деньги, но месторождения серебра и свинца к тому времени были истощены. Крепостным Муравьев поставил одно условие: свобода в обмен на службу Отчизне. Так за два года губернатор получил войско численностью 30 тыс. штыков. Часть солдат он расселил вдоль левого берега Амура, другую направил к тихоокеанским границам.

30 августа 1854 года, в разгар Крымской войны, союзное войско Британии и Франции, состоявшее из шести кораблей, 200 пушек и трех тысяч солдат, подошло к Петропавловску-Камчатскому. Увидев укрепленный берег, командующий англо-французскими войсками адмирал Дэвид Прайс понял, что одержать победу не удастся. Вскоре русские действительно разбили прибывшую из-за океана эскадру.

Благодаря настойчивости Муравьеву удалось выйти из подчинения военному министру и министру иностранных дел и самолично вести переговоры с Китаем о разграничении территорий. Александр II пошел ему навстречу, и результат не заставил себя ждать: 28 мая 1858 года Муравьев подписал Айгунский договор между Россией и Китаем об установлении границы по Амуру: левый берег отошел российской стороне, а правый остался за Китаем. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури разрешалось только российским и китайским судам. 26 августа того же года Н. Н. Муравьеву высочайшим повелением был пожалован титул графа Амурского.

Николай Муравьев понимал, что для обороны и экономического развития края нужна железная дорога, и был одним из инициаторов проекта Великого Сибирского пути – будущей Транссибирской магистрали. Он трижды подавал императору проект Сибирской железной дороги. В 1856 году Александр II на докладную записку адмирала Геннадия Невельского «О деятельности Амурской экспедиции», где тот писал о необходимости строительства железной дороги, ответил: «С данной просьбой граф Н. Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект».

Однако губернатор знал: рано или поздно в Петербурге признают, что без дороги нельзя, поэтому и готовил проекты железнодорожной линии. И хотя эти изыскания не получили практического применения, сама идея о Великом Сибирском пути приобрела, как мы бы сейчас сказали, вирусный характер. Ее обсуждали в салонах, на заседаниях правительства, в печати.

Граф Муравьев-Амурский не дожил до строительства Транссиба, которое началось десять лет спустя после его смерти, в 1891 году. Но именно Муравьева-Амурского заслуженно считают отцом этого грандиозного проекта.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

У нас есть похожие статьи и новости: