Потомки Льва Толстого адаптируют произведения классика для современных детей |
15 Декабря 2014 г. |
Пока лучшие педагоги бьются над тем, как вернуть детям любовь к чтению, потомки Льва Толстого, объединившись с компанией ABBYY и Высшей школой экономики и оцифровав полное собрание сочинений великого классика, предложили новый увлекательный способ знакомиться с книгами. Оказывается, их можно не только читать, но и исследовать. Причем делать это методами, которые понравятся как людям с техническим складом ума, так и гуманитариям, рассказывает "Российская газета". В чем проблема с чтением многих у детей? Учитель задал прочитать произведение, и перед подростком оказывается пухлая книга. Которую, страница за страницей, надо освоить. Причем с ней можно выполнять только одно действие - читать. Если это увлекательный триллер или детектив, проблема еще как-то решается. А если это роман из жизни позапрошлого века, где люди с непонятными званиями и титулами в диковинных выражениях рассуждают о чем-то очень далеком, и по сути дела, абстрактном? Для полноценного восприятия текста обычному школьнику к каждой странице нужен десяток сносок и комментариев, иначе даже сюжетная канва ускользает, а про глубинное и духовное вместе с авторской точкой зрения и линиями развития лирических героев лучше даже не задумываться. Все равно "правильную" трактовку, напечатанную в учебнике и полностью поддерживаемую педагогом, не угадаешь. В итоге получается - ни уму, ни сердцу, сплошная повинность и трата времени. В результате книги остаются уделом самых прилежных учеников или тех, кому действительно нравится сам процесс чтения. Все остальные в лучшем случае осваивают краткие изложения, благо основные произведения школьной программы уже давно законспектировали. Идея превратить унылое для многих учеников чтение в увлекательное исследование книги родилась, когда эксперты и энтузиасты занялись оцифровкой самого полного собрания сочинений Льва Толстого. Даниил Скоринкин, онтоинженер компании ABBYY и магистрант Высшей школы экономики, решил выяснить, насколько оправдано распространенное мнение, что "Матерый человечище" писал невероятно длинными предложениями. Так-то вроде бы истина очевидная, но как бы узнать точнее? Листать книги и считать слова вручную - труд титанический. Но в оцифрованном тексте всю статистику может собрать компьютер. Запустил программу, выдал запрос, получил ответ. - Например, в "Войне и мире" самое длинное предложение было найдено в третьей главе третьего тома, в пятой ее части, - рассказал Даниил Скоринкин. - В нем 229 слов, 1520 буквы и 38 запятых. А в черновиках романа оказался еще более заковыристый вариант из 244 слов. Но после авторской правки в окончательную редакцию романа вошло всего два десятка предложений длиною больше ста слов. Дальше работа пошла еще интереснее. Исследователи решили выяснить, в какую одежду облачались герои "Войны и мира". Можно было бы перечитать все четыре тома, но, вместо этого попросили компьютер найти в тексте названия предметов гардероба. Итог: женское платье упомянуто больше 120 раз, мундир - 107 раз, шинель - 71 раз, а, например, халат - всего 36 раз. Чем не характеристика эпохи и ее нравов? Посмотрели распределение видов одежды по томам: в первых двух, мирных, чаще всего упомянуто платье, в боевых третьем и четвертом - мундир и шинель. Соответствие сюжету максимально четкое. Закончив с гардеробом, обратили внимание на хлеб насущный. Из всех продуктов чаще других были упомянуты вино (58 раз) и чай (57 раз). Все-таки главные действующие лица вращались в высшем свете. Хотя и водки они не чурались - про нее было сказано 23 раза. А из еды главными оказались хлеб - он встречается в романе 28 раза - и мясо - 21 раз. - Из этих экспериментов родилась идея, пока еще не реализованная: а можно ли создать "Facebook" Льва Толстого? - поделился руководитель компании ABBYY Юрий Корюкин. - Сейчас, когда у нас есть все письма и все дневниковые записи Льва Николаевича, мы вполне можем понять, кто и что ему в какой-то момент нравилось, чем он был возмущен, с кем был дружен в разные моменты времени. Как менялась его точка зрения. Если еще собрать все записи его корреспондентов, можно воссоздать такую "ленту новостей". Наверняка она откроет много нового для специалистов, а школьникам и обычным читателям поможет лучше понять мир и мысли писателя. Такие исследования удобнее проводить с помощью профессиональных программ и баз данных, но со многими заданиями справится самый обычный интернет-поисковик. А если текст произведения включен в Национальный корпус русского языка, то его можно полноценно исследовать с любого подключенного к Интернету компьютера. Теперь вместо чтения пугающе толстой книги школьник получает набор заданий, связанных с текстом произведения, которые ему по силам выполнить. Например, выяснить, у кого из героев "Тихого Дона" Шолохова больше все произнесенных в прямой речи слов. Или чем питались детдомовцы повести Приставкина? И как они друг к другу обращались? В каких населенных пунктах успели пожить герои? Куда они ходили? Да что угодно! - Чтобы искать такую информацию в произведении, иногда надо применять разнообразные хитрости и кое-что знать о тексте, - объясняет Даниил Скоринкин. - Например, слово "женился" обычно стоит рядом с чьим-то именем (или местоимением). Есть и другие слова-маркеры. С их помощью можно делать запросы, которые "вытащат" из текста ответы. Другой вариант - посмотреть частотность и контекст употребления слов в творчестве писателя или в одном его произведении. И составить словарь языка изучаемого автора. Такую работу, применительно ко Льву Толстому, предложил проделать его потомок Владимир Толстой, советник президента России по культуре и искусству. Для нее, как и для оцифровки собрания сочинений классика, потребуется помощь сотен и тысяч волонтеров. Стать одним из них - еще один способ для увлекательного знакомства с произведениями мировой культуры. Это и многое другое доступно любому школьнику и может оказаться намного более интересным занятием, чем традиционное чтение. Надо только помочь юному человеку сформулировать задачу и освоить поисковые инструменты. А глядишь, разыскивая ответы и считая запятые, подросток заинтересуется самим текстом и, сам того не заметив, прочитает роман или повесть. И уж как минимум, детально изучив весь текст, будет иметь о нем вполне твердое и глубокое представление.
|
|