Талантливая актриса, «главная цыганка страны» и «сумасшедшая бабушка»: любовь и творчество Светланы Тома |
Егор СТУКОВ |
04 Июня 2020 г. |
Советская актриса Светлана Тома в молодости и не думала о творческом пути. Судьбу будущей «главной цыганки страны» решил случай. 17-летняя девушка познакомилась с режиссёром Эмилем Лотяну, который не только увидел в новой знакомой актёрский талант, но и стал для неё главным спутником жизни.
Юная Светлана воспитывалась в семье зоотехника и секретаря сельскохозяйственного института. В детстве она не помышляла о кинокарьере, мечтала о работе следователя прокуратуры и адвокатской профессии. Следуя зову сердца, сразу после школы девушка отправилась покорять юридический факультет Кишиневского университета. Но все её планы разрушила один случай: на самой обычной остановке на Свету засмотрелся режиссёр Эмиль Лотяну, которому очень нужна была актриса на главную роль в кинокартине «Красные поляны». – На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну — человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней, – делилась историей из прошлого Тома. С этого момента на руинах старой мечты возникла новая. Светлана отказалась от профессии юриста и удачно закончила экспериментальный актерский спецкурс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. По совету своего наставника и проводника в мире кино Эмиля наша героиня взяла псевдоним «Тома», позаимствовав его у своей французской прабабушки. Роли посыпались на талантливую актрису одна за другой, а потом ей достался персонаж, который и сделал из обычной артистки настоящую легенду отечественного кинематографа. Это была роль цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо», который, к слову, также снимал Эмиль Лотяну. – Картина получила Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяне в 1976 году, а у меня появилось несколько личных международных призов за лучшую женскую роль. Хотя есть и обратная сторона этой славы. После «Табора» меня, в основном, снимали в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку, – рассказывала Светлана. Роль «главной цыганки страны», пусть и была настоящим признанием таланта Тома, но всё же создавала вокруг неё слишком тесные рамки, в которых актрисе было крайне неприятно находиться. Позже актриса призналась, что даже попыталась разрушить этот стереотип съёмками в «бытовых амплуа», но серьёзных прорывов на этом поприще достигнуть не удалось. Впрочем, Светлана почти никогда не прекращала сниматься, а тяжёлые 90-е годы пережила благодаря собственной концертной программе, которую с радостью принимали зрители в разных уголках нашей страны. Кстати, 24 мая актрисе исполнилось 73 года. Возраст почётный, в котором и актёрам не стыдно уйти на пенсию. Однако же Светлана Андреевна покинула лишь киноиндустрию, и то последний проект с ней вышел в свет всего четыре года назад. Зато в театре актриса продолжает блистать, радуя фанатов новыми амплуа. Рассказывать о творческой карьере Тома без упоминания её любовных приключений просто невозможно. И дело здесь в Эмиле Лотяну, который стал для нашей героини не только учителем, кумиром, но и самой настоящей второй половиной. Отношения между Светланой и Эмилем были непростые. Режиссёр, необычайно талантливый, как замечала сама Тома, был крайне эмоциональным и сложным человеком. Влюблённые то расходились, то сходились вновь, при этом Лотяну никогда не забывал свой профессиональный долг и даже в самые непростые моменты отношений продолжал звать Светлану в кино. И вот однажды, во время очередного расставания пары, Эмиль нашёл себе другую музу – 16-летнюю Галину Беляеву. История, случившаяся со Светланой, повторилась вновь: режиссёр провёл молодую и талантливую девушку в мир кино, а потом влюбился в неё без памяти. Знакомые Эмиля и Светланы называли новую музу режиссёра разлучницей, но она сама с этим не соглашалась. – Я никого не уводила, – утверждала Беляева. – Когда мы встретились с Эмилем Владимировичем, у него не было никаких отношений со Светланой Тома. А все пишут, что я разбила ей сердце. Это не так, он был одинок. Со временем Эмиль женился на новой избраннице, и уже она стала играть главные роли в его картинах: с этого момента Тома оказалась во втором эшелоне. Но такая ситуация всех устраивала, о ревности тоже не было и речи, ведь Светлана встретила другого мужчину. Первым официальным супругом звезды стал однокурсник и талантливый артист Олег Лачин. Светлана родила от него дочку Иру, но семейное счастье было разрушено ужасной трагедией, жертвой которой стал 26-летний Лачин. – Всё случилось до ужаса нелепо: Олег шел по берегу реки, его окликнули, попросили помочь завести моторную лодку. Он дернул за шнур — и лодку понесло, а наперерез мчался катер на подводных крыльях... После этого мне часто чудился его голос: «Света, Света...». Можно было сойти с ума, – делилась переживаниями Тома. Но Светлана тогда не сдалась. Она продолжала сниматься, понимая, что ей надо как-то заботиться о своей девочке. Любовь к искусству также помогла Тома пережить смерть любимого человека, ведь несмотря ни на что, она хотела творить, хотела сниматься в кино. Со временем дочка выросла и сама вошла в мир кинематографа. Но ещё до этого момента, будучи студенткой, девушка вышла замуж за Олега Будрина и в начале 1990-х годов родила ему дочку Машу. Так у Светланы появилась внучка, о которой тоже нужно было заботиться: молодой паре студентов было бы непросто выдержать испытания 90-х годов без поддержки звёздной мамы Ирины. Но время шло, тяжёлые годы уходили в прошлое, а внучка Маша взрослела, пока сама не стала сниматься в кино. Прародительница актёрской династии Тома очень гордится своей родственницей, без стеснения называет себя «сумасшедшей бабушкой» – такой титул Светлане Андреевне очень даже понравился. А вот с настоящей любовью у нашей героини как-то не сложилось. В 2000-х она познакомилась с драматургом Андреем Вишневским, даже вышла за него замуж, но брак быстро распался. Поклонники актрисы считают, что лишь её брак с Эмилем был «настоящим». Сама Тома, как кажется, этого не скрывает. – Мы испытывали целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, сами того не желая. Тем не менее, оба проросли друг в друге, – призналась Светлана. По словам артистки, после смерти Эмиля в 2003 года она «окончательно ощутила себя сиротой». Впрочем, стоит отдать должное Тома. Даже сейчас ей удаётся не только продолжать творческую деятельность, но и поддерживать себя в отличной форме ежедневными тренировками. – Возраста нет. Его придумал человек. Наше состояние зависит от внутреннего ощущения. Надо любить себя и вести здоровый образ жизни, – считает Светлана Тома. Примечательные публикации на тему "Личная жизнь кумиров, к которым мы так привыкли"...И много других публикаций на эту тему
|
|