Навеки в наших сердцах: 80 лет со дня рождения Джо Дассена |
06 Ноября 2018 г. |
Пятого ноября 1938 года родился знаменитый на весь мир французский певец и автор множества популярных музыкальных произведений Джо Дассен. Его хиты «Les Champs-Elysees» и «L'Été indien» до сих пор остаются в сердцах преданных фанатов, а память о нём не умрёт, наверно, никогда. О наполненной творчеством судьбе и трагичной смерти певца написала «Газета.ру».
Жизнь дала Джо Дассену немало интересных путей: он мог пойти по стопам отца, занявшись кинокарьерой; мог стать профессором в Мичиганском университете, который, к слову, он и закончил, получив специальность «этнолога»; да и ворота писательской деятельности были открыты перед молодым Дассеном. Но он пошёл другим путём, прославившись на весь мир как один из лучших певцов Франции, пусть даже корни музыканта уходят в американский Нью-Йорк. Знаменитый режиссёр Жюль Дассен был отцом Джо. Но свои французские имя и фамилию он получил задолго после рождения. Жюль появился на свет в Мидлтауне, штат Коннектикут, приняв имя Джулиус Мозес Дассин. Если копать дальше, то можно дойти и до Одессы, откуда был родом дедушка Джо и отец Джулиуса. Однажды его семья иммигрировала в США, что случилось ещё до революции, в уже знакомый нам штат Коннектикут, а сразу после рождения Джулиуса перебралась в Нью-Йорк. Здесь, в 1938 году, появился на свет Джо, который ещё при рождении получил имя Джозеф Айра Дассин. История с Францией у семьи популярного в будущем певца началась, когда Джо исполнилось 15 лет. Его отец в 1950-х годах попал в «чёрный список» Голливуда из-за того, что он состоял в коммунистической партии. В итоге за три года жизни в этом списке режиссёру удалось поставить всего одну театральную пьесу, а о съёмках фильмов и речи быть не могло – для коммуниста такое было просто-напросто запрещено. Джулиус не отчаялся и переехал в Париж вместе с семьёй, где взял имя Жюль, а фамилия в речи нового окружения сама поменялась на более удобную для французов – Дассен. Джозеф Айра тоже прошёл подобную «акклиматизацию», став Джо Дассеном. Но Джо ненадолго задержался в Париже и спустя всего два года вернулся в США, где ему удалось поступить в Мичиганский университет. К этому времени музыка начала захватывать сердце молодого Джо. Причём он не последовал современным на тот момент веяниям, не стал поклонником неимоверно популярного Элвиса Пресли – в качестве своего фаворита он выбрал знаменитого французского автора Жоржа Брассенса. Всё-таки два года проживания во Франции оказали своё влияние на Дассена. Первой песней для начинающего певца и композитора стало произведение, написанное им для фильма его отца «Закон» 1958 года. Композицию даже удалось выпустить отдельно от кинокартины, но какой-либо популярности она не получила. Всё это время Джо пытался прорваться на музыкальную сцену, но на первых порах у него это не выходило. Впрочем, вместе с этим Дассен активно работал над своими статьями, которые публиковались в популярных изданиях, и даже снимался в кино. Первый альбом Дассена увидел свет в 1965 году во Франции. Но и тут он не смог завоевать ту популярность, о которой мечтал Джо. И это только придало ему сил. Не теряя лишнего времени, начинающий музыкант выпустил ещё одну пластинку и начал понемногу собирать себе армию поклонников – пока достаточно небольшую. Долгожданная слава пришла к Джо в 1969 году. В это время вышел его третий альбом под названием «Les Champs-Elysees». Одноимённая песня из этого альбома не только стала первым хитом Европы, но и умудрилась остаться одной из любимых композиций многих меломанов даже в наше время. С этого момента жизнь Дассена завертелась в мире музыкального шоу-бизнеса. Он стал желанным гостем на телевидении и радио, а его туры могли похвастаться продолжительностью и охватом: Джо гастролировал по всей Франции. К сожалению, уже в это время сбывшихся мечтаний Джо получил инфаркт от перенапряжения: он работал не покладая рук, почти не спал и буквально жил концертами. Другой недобрый знак случился с Джо ещё в 18-летнем возрасте, когда его не взяли в армию из-за шумов в сердце. Но Джо Дассен смог быстро справиться с первыми признаками недуга. Сразу после выздоровления он так глубоко погрузился в музыкальное море работы, что, казалось, вытащить его оттуда невозможно никаким способом. Каждый год он записывал по новой пластинке, иногда даже по две! В такой стремительной и в то же время качественной работе появились любимые целыми народами произведения: «L'Été indien», «Et si tu n'existais pas», «Le Jardin du Luxembourg», «L'Albatros» и многие другие композиции. При жизни Дассен успел записать целых 17 альбомов с 1965 по 1979 годы, а в 1982-м году, уже после смерти музыканта, вышел его последний 18-й альбом. Началом трагичного события можно считать 18 июля 1980 года. В этот день Джо проводил концерт в Каннах, но ему неожиданно стало плохо прямо на сцене. Дассен извинился перед публикой, отдохнул за кулисами и продолжил своё выступление. Однако после завершения концерта он потерял сознание. Врачи сумели вовремя прибыть на место происшествия и спасти жизнь популярного певца. Как оказалось, Джо перенёс инфаркт миокарда. Совет врачей после такого события оказался прост: надо перебраться в здоровый и комфортный климат, чтобы восстановиться. Джо решил последовать этой рекомендации и поехать на Таити. Но беда и здесь не оставила композитора: ещё в Лос-Анджелесе, во время транзитной посадки самолета между Парижем и Папеэте, он пережил новый сердечный приступ. На этот раз опасность миновала, так что Дассен попал на остров в Тихом океане. Третий приступ случился совсем скоро – 20 августа. В этот раз всё было гораздо серьёзнее, хотя врачи всеми силами пытались достать музыканта с «того света», и у них даже получалось несколько раз восстановить работу его сердца, но в итоге все попытки закончились провалом. По дороге в госпиталь медикам пришлось констатировать смерть Дассена. На тот момент ему исполнился только 41 год. Уже почти 40 лет прошло с этого трагичного случая, а совсем недавно, пятого ноября, Джо Дассен мог бы отпраздновать своё 80-летие. Но его песни до сих пор живут. Их крутят на радиостанциях, их помнят и любят жители многих стран мира. В каком-то смысле возродить певца удалось его младшему сыну Жюлю, который выступал «вдвоём» с отцом при помощи современных технологий: на его концертах Джо проецируют на огромную видеосцену.
|
|