«Домашка для взрослых»: почему родители «учатся» вместо своих детей? |
10 Декабря 2018 г. |
В наше время родители чересчур часто делают школьную «домашку». Так, по данным исследования «Mail.ru Дети», 56% родителей российских школьников занимаются домашним заданием вместо своих детей. Почему же в России учебное задание на дом упало на плечи взрослых? О проблемах «домашки для взрослых» родителей и экспертов расспросила «Газета.ру». Оказалось, что в этой ситуации виновных двое: с одной стороны, сами родители пытаются соревноваться друг с другом за отметку «отлично» в дневнике своего чада, с другой – школы, которые порой забывают, что заваливая ребёнка заданиями, они забирают у школьника всё свободное время и желание дальше учиться. Так, по мнению директора московской общеобразовательной школы №548 «Царицыно» Ефима Рачевского, родители нынче думают только об оценках: «К сожалению, значительную часть родителей не очень волнует, что ребенок изучил на уроке физики, но их волнует, какую оценку он получил по этому предмету. Поэтому взрослые берут и делают домашнее задание за детей». Рачевский предупреждает: такое поведение может пагубно сказаться на ребёнке, ведь он входит в зависимость от своих родителей, но когда-нибудь ему всё-таки придётся делать «самостоятельное» задание без их помощи. С другой стороны, считает психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха, вины родителей в этом вопросе искать не стоит, ведь так уж сложился сегодня образовательный подход в нашей стране: в учёбе обязательно должны участвовать родители, из-за того что ребёнок просто-напросто не сможет сам сделать некоторые школьные проекты. В то же время эксперт замечает, что строить всю семейную жизнь вокруг учёбы нельзя. Родители так активно залазят в школьную жизнь детей, что на творческих конкурсах часто можно встретить соревнования «родительских поделок». К тому же родительская любовь к хорошим оценкам становится для ребёнка основой и его мировосприятия: теперь уже не так важно получить знание, важно схватить «пятёрку» любой ценой. А это, опять же, негативно сказывается на самостоятельности ученика. Психолог, несмотря на все минусы нынешней ситуации, видит и плюсы: «К счастью, в московских школах уже появилась тенденция, когда учителя предлагают родителям не делать домашние задания, а помогать ребенку самоорганизоваться и выполнить все самому», – этот подход может стать решением «домашки для взрослых», ведь в этом случае ребёнок получит необходимую помощь, но всё-таки большую часть заданий сделает сам. Хотя и здесь без проблем не обошлось, ведь при таком самостоятельном подходе успеваемость школьника упадёт в любом случае – мало у кого получается хорошо знать все предметы. А это уже вопрос чувств и самооценки школьника: «Это суровый выбор: в таком случае ребенок научится самостоятельно осваивать предметы, но при этом может чувствовать себя не таким «успешным», как другие дети, у которых родители выполняют часть домашнего задания вместо них», – дополняет эксперт. Родители, которые не занимаются «домашкой для взрослых», порой сталкиваются с трудностями. Так, Ирина, чья дочка учится в 3 классе в Санкт-Петербурге, за своего ребёнка никогда ничего не делает. Но это приводит к проблеме, о которой говорила психолог. На художественных конкурсах побеждают работы, выполненные «взрослой рукой», а маленькая дочка Ирины никак не может с этим справиться. В итоге девочка совсем перестала рисовать для несправедливых конкурсов. Юлия из Вологды, воспитывающая дошкольника, относится к «домашке» однозначно: всё должен делать сам ребёнок, разве что подсказать изредка можно. А задания в младших группах женщина вообще игнорировала. По её мнению, ребёнку такие задания в столь раннем возрасте просто «не под силу». На сложную «домашку» пожаловался и отец школьницы из Сыктывкара Роман: «Например, вчера моя дочь получила задания одновременно по русскому языку, математике, обществознанию, труду и чтению. Плюс у нее есть домашняя работа в музыкальной школе, куда она ходит утром перед обычными занятиями. И так практически каждый день», – признался мужчина. О проблемах с «домашкой» говорят и наши парламентарии, порой высказывая довольно радикальные решения. Так, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил просто отменить домашнее задание в школах. По его мнению, у детей и без «домашки» отнимают немало времени: их заставляют подолгу учиться и заниматься какими-то дополнительными занятиями. Директор школы Ефим Рачевский порекомендовал родителям, которые недовольны объёмами домашней работы своих отпрысков, игнорировать «лишние» школьные задания: «Мало ли, что учителя говорят, что нужно выполнить весь объем! Пусть родители возьмут Санитарные правила и нормы (СанПиН). Время, которое второклассник должен потратить на выполнение всего домашнего задания, — полтора часа в день. Сделает объем, превышающий норму, пусть родители жалуются в прокуратуру за нарушение СанПиН или предъявят судебный иск школе».
Тэги: |
|