Атака прав потребителей: что получают самые настырные клиенты российских компаний? |
05 Марта 2019 г. |
В России сложилась довольно интересная ситуация с защитой прав потребителей. Отечественное законодательство в этой сфере считается одним из самых продвинутых на планете, но пользуются такими возможностями далеко не все граждане. Зато самые настырные потребители преследуют тактику «лучшая защита – это нападение» и получают за свою наглость небывалые привилегии и материальные компенсации. Но как много требуется упорства, чтобы взмыть над современными компаниями, для которых слово клиента даже выше собственных законов? Бизнес даже в России перешёл в стан чрезмерной клиентоориентированности, подмечают эксперты. Компании пытаются избежать конфликтов любой ценой, так что делают всё возможное, чтобы недовольный клиент ушёл от них с улыбкой на лице. Некоторые особо смекалистые потребители поняли, что для многих современных фирм они стали чуть ли не пупом земли, и решили пользоваться своим новоприобретённым статусом. Нельзя сказать, что сама по себе бесконечная наглость может стать отличным советом для потребителей, но пока она остаётся в рамках закона – не стесняйтесь проявлять свою настырность до самого последнего, ведь даже сами принципы современного бизнеса остаются на вашей стороне. И примеров тому масса. В 2017 году сервис по аренде автомобилей BelkaCar столкнулся с хитрым клиентом. Мужчина забыл пакет в машине на целых восемь месяцев. В правилах компании указано, что найденные в салоне вещи хранятся полгода, а потом уходят в утиль. Мужчина дождался нужного времени и обратился в компанию за пропажей. Он заявил, что в пакете было немало дорогой одежды на сумму 65 тысяч рублей, к тому же там же хранились документы его бабушки. Казалось бы, компания могла запросто прикрыться своими же правилами, но не стала. Руководители BelkaCar сами общались с недовольным клиентом и решили отдать ему бонусы в виде 25 тысяч баллов, чтобы компенсировать потери мужчины. Теперь хитрый растеряша может долгое время совершенно бесплатно пользоваться услугами этой компании. И подобных ловкачей можно найти во всех сферах бизнеса, но чаще всего их можно встретить в жилищной отрасли. Здесь существует немало обманутых дольщиков, которые становятся настоящими жертвами на страницах СМИ и получают сильнейшую защиту в виде огромного общественного резонанса и поддержки медийных личностей. И в большинстве случаев эта помощь действительно крайне необходима, только вот среди таких людей появляются хитрые потребители, которые специально пользуются такой всесильной поддержкой ради собственной выгоды. Ярким примером здесь послужит один из лидеров движения обманутых дольщиков обанкротившейся Urban Group Кирилл Колгушкин. Бывший участник поп-группы Hi-Fi часто появлялся на страницах российских СМИ и в эфирах телепередач. Он становился во главе митингов и даже писал лично президенту. Всё это рвение держалось на обвинении Фонда защиты прав граждан, который должен заниматься достройкой объектов Urban Group. По мнению Колгушкина, фонд этим делом не занимается, постоянно срывает сроки, да и вообще из-за него страдают бедные дольщики. Однако у дольщиков, которые на время лишились надежды на своё жильё из-за банкротства застройщика Urban Group, всё далеко не так плохо. Государство потратило на это дело целых 6 миллиардов рублей, а первые дома уже достроены. Оставшиеся должны сдать в 2019, 2020 и 2021 годах. Дело здесь не только в обманутых людях, но и в непревзойдённой настырности Колгушкина, который злоупотребил своими правами потребителя ради личной выгоды. Бывают и другие примеры такой наглости. Так, некоторые дольщики специально надолго откладывают осмотр своей квартиры, чтобы в последний день прийти к застройщику, найти пусть даже самый незначительный недостаток и отказаться подписывать акт приёма-передачи жилья. В результате у застройщика просто не остаётся времени, чтобы справиться с этой проблемой, так что он платит неустойку. Сейчас подобные возможности открыты чуть ли не для всех потребителей. Здесь свою роль играет и открытое по отношению к клиенту законодательство, и почти безоговорочная поддержка СМИ и медийных личностей, и практически полное отсутствие законов, защищающих компании от потребителей. Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов замечает, что в законодательстве просто отсутствуют нормы о «злоупотреблении правами потребителя». В итоге привлекать по закону за нечто подобное не могут, вот клиенты и пользуются такой лазейкой. Впрочем, общественная палата и участники рынка уже обратили внимание на эту проблему и очень захотели её решить. Механизм, который мог бы открыть новые права для компаний и поставщиков услуг, вполне может появиться в нашей стране, разве что о сроках пока ничего не известно. Однако некоторые компании не боятся общественного осуждения и вполне успешно дают отпор наглым клиентам. В связи с этим можно вспомнить «Аэрофлот», который не так давно лишил Александра Соколовского премиальной карты лояльности за оскорбления в соцсети, которые сам Соколовский считает простой критикой. Это дело довольно непростое, но в «Аэрофлоте» хотят идти до конца, добавляя, что так будет с каждым, кто позволит себе хамство в соцсетях. В то же время представители компании заметили, что против обычной критики ничего не имеют.
Для самых настырных клиентов такие слова всё равно звучат как объявление войны. Сейчас они готовы до последнего бороться за свои права, даже переступая некоторые границы морали и приличия. Принцип «клиент всегда прав», над которым долгое время смеялись и клиенты, и компании, наконец-то взобрался на свой пьедестал почёта. А самые наглые клиенты, преодолевая все преграды на своём пути, поднялись вслед за ним. Но, конечно за все приходится платить: в системной борьбе за свои права - нужны железные нервы и... некоторый запас свободного времени.
|
|