Агния Барто: поэтесса нашего детства |
Егор СТУКОВ |
18 Октября 2020 г. |
При одном лишь упоминании имени Агнии Барто в памяти всплывают детские стихи, на которых выросло не одно поколение. Но поэтесса прославилась не только творчеством, да и в её жизни было немало интересных событий.
Маленькая Агния росла в образованной еврейской семье. Её отец был ветеринаром, а мать – домохозяйкой, но свою дочь они видели великой балериной, поэтому отдали её в балетную школу. У девочки вправду был талант и необходимая пластика, но она всё-таки предпочитала загадочный мир книг. Агния восторгалась поэтами своей эпохи, писала небольшие рассказы о принцессах и была преданной поклонницей Ахматовой – даже причёску сделала как у своего кумира. В раннем возрасте девочка пыталась подражать Маяковскому и писать стихи «лесенкой», сочиняла грустные строки, напоминающие произведения Ахматовой. На одном из творческих вечеров она прочитала печальное стихотворение под названием «Похоронный марш», на которое обратил внимание сидящий в зале нарком просвещения Луначарский. Но он не был под впечатлением: наоборот, нарком предложил девочке переключиться на детскую литературу, ведь столь грустные стихи ей были «не по возрасту». Очевидно, наша героиня прислушалась к словам Луначарского. Но её дальнейшую судьбу всё-таки определил Маяковский, с которым Агния встретилась на вечере детской поэзии. Поэт взглянул на детей в зале и громогласно заявил: «Вот это аудитория! Для них надо писать!», – и Агния поверила его словам. К своему творчеству молодая поэтесса относилась очень серьёзно. Она брала советы у эксперта в детской поэзии Корнея Чуковского, ходила на семинары и отчётливо понимала, что на ней будет лежать ответственность за воспитание поколения будущего. В то же время Агния не во всём шла на поводу у мэтров детской литературы и придерживалась сложной рифмы, позаимствованной у Маяковского. Детство самой Агнии проходило на фоне Гражданской войны и других сложностей внутри родины, так что уже в 15-летнем возрасте девочке пришлось устроиться на работу в магазин. Впрочем, она продолжала писать стихи, танцевать и даже на год стала балериной после окончания школы. Но вскоре вышла замуж и бросила балет, так как поняла, что хочет заниматься только литературой. В этом ей помог молодой супруг – поэт Павел Барто. Познакомились они в балетной студии, которую посещали вместе. Но окончательно сблизила молодых именно поэзия. Три года супружеских отношений оказались счастливыми, но с рождением сына начались первые проблемы. Молодые поняли, что у них не так уж много общего – одних стихотворений мало для крепкой семьи. Далее был развод, после которого Агния забрала ребёнка и оставила фамилию мужа. Вторым мужем поэтессы стал именитый физик Андрей Щегляев. Красивый и статный мужчина умел организовать не только свою работу, но и домашнюю обстановку, поэтому у Агнии не было препятствий для творческой деятельности. Домработница и няня избавили девушку от бытовых трудностей, так что она могла полностью сконцентрироваться на своём деле. В этом браке на свет появилась девочка Таня, которая выросла и пошла по стопам отца – влюбилась в технику и стала инженером. Отношения Андрея и Агнии закончились лишь после смерти верного и любящего мужа. Строгая Агния всегда была главной в доме и не стеснялась показывать окружающим свой писательский талант. А муж не был против, ведь он и без этого заслужил популярность и даже был лауреатом государственной премии. Только поэтессе удалось пережить трудности внутри страны, как нагрянула новая беда из другого государства. Агния встретилась с фашизмом чуть раньше, чем другие жители СССР, так как уже в 1937 году её направили в Испанию вместе с советской делегацией. С одной стороны, писательница осталась под впечатлением от романтичной и прекрасной Испании, но с другой, она увидела жестокость войны, с которой столкнулись невинные и столь любимые ею дети. Конечно, обойти стороной эту тему наша героиня не могла, так что после возвращения на родину она рассказала маленьким слушателям о тяжёлой жизни за рубежом с помощью своих стихотворений. Вскоре война пришла и в Советский Союз. Агния продолжала свою работу с молодым поколением, но игнорировать новые трудности тоже не могла. Чтобы достоверно написать книгу о героях трудового фронта, она даже устроилась на завод, обучилась работе токарем, хотя больших успехов в этом деле не добилась. Тогда поэтесса отправилась на Запад, стала военным корреспондентом и начала читать детские стихи солдатам. Но и здесь, пусть даже солдаты были рады такой душевной поддержке, Агния не пригодилась. В итоге найти себя в столь непростое время ей помогла поэма «Звенигород», которая рассказывала о судьбе детского дома. Если быть точным, к новому делу Агнию подтолкнула одна читательница, которая написала поэтессе о своей дочке Нине. Оказалось, девочка потерялась в годы войны, и кто знает, может она живёт в одном из таких же детских домов?.. Надежды матери запали в самое сердце Агнии, так что она решила разыскать эту девочку. И ведь смогла! После первого счастливого воссоединения поэтесса создала проект «Найти человека». Она ходила по детским домам и собирала всю информацию, которую только могли рассказать ей сироты. Они часто даже не помнили, как зовут их родителей, зато самые маленькие, казалось бы, незначительные детали своего детства закрепились в их памяти. Кто-то рассказывал об игрушке, с которой любил спать, кто-то вспоминал одежду, в которой был в момент, когда его разлучили с семьёй. С такими ориентировками милиция не работает, зато именно эти детали помнят близкие родственники потерянных малышей. С этими историями Агния выступала на радио «Маяк», где также зачитывала письма от слушателей, которые потеряли своих детей. За долгие девять лет передача «Найти человека» помогла тысяче детей воссоединиться со своими семьями. Так Агния боролась с войной, ведь другой силы у поэтессы не было. В то же время детское творчество Агния никогда не бросала. Она писала стихотворения для самых маленьких и для детей постарше, которые сталкиваются со сложными этическими проблемами. К тому же наша героиня написала сценарий для нескольких детских фильмов: «Подкидыш», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и чуть менее знаменитых – «Слон и верёвочка» и «Тысяча мальчиков». Была у Агнии Барто и тёмная страница биографии. Она участвовала в травле Чуковских. Сначала жёстко критиковала своего учителя Корнея Чуковского, а потом и его дочь Лидию. Однако этот факт, конечно же, не обесценивает огромный вклад поэтессы в неокрепшие умы маленьких читателей. Именно она когда-то воспитала в детях самые добрые чувства, а её произведения до сих пор продолжают светлое дело своей создательницы. Примечательные публикации на тему "Личная жизнь кумиров, к которым мы так привыкли"...И много других публикаций на эту тему
|
|