«Когда приду себе навстречу…» |
11 Июня 2015 г. | ||
В середине мая вышла в свет книга стихов члена Союза писателей России Сергея Корбута «Себе навстречу». Издана она «Фондом духовного наследия Сибири» тиражом всего 500 экземпляров в оформлении автора. Сегодня мы представляем стихи и мнение о творчестве поэта.
В самом начале 2007 года я наткнулся на любопытную информацию: «По результатам опроса в Интернете о лучшем иркутском поэте иркутяне назвали Джека (Якова) Алтаузена. У него 33,3% голосов. На втором месте – известный ещё в застойные времена поэт Сергей Корбут. У него – 16,9% голосов. Третье и четвёртое место (соответственно 15,3 и 15,2% голосов) поделили Александр Сокольников и безвременно умерший в 2006 году Анатолий Кобенков...» (NewsBabr.com, 01.01.2007 г.). Вообще-то я не очень доверяю интернет-опросам, но автор, Артур Скальский, уверял, что «всего в голосовании приняли участие 1058 человек». Учитывая, что знатоков поэзии среди активных пользователей Сети не так уж и много, для Иркутска количество высказавших своё мнение представилось весьма значительным, но с итоговым результатом лично я был совершенно не согласен. Бог с ним, с Алтаузеном! Но если сузить временные рамки, да, Кобенков, Сокольников – должны быть среди лидеров! А где Филиппов, Горбунов, Змиевский, Суровцева, например? Почему из современников оказался впереди Корбут, публикации которого можно увидеть очень редко? Я отправился в библиотеки и выяснил, что там нет ни одного сборника этого автора. Спросил у знакомого писателя, он сказал, что у Корбута вышла книга со странным названием «Все стихи 2005», у него эта книга была с дарственной надписью, но Сергей попросил её обратно, поскольку не мог набрать необходимое количество экземпляров для представления на губернаторскую премию. Я не успокоился и добрался до самого автора, который, собственно, от меня и узнал о своём немалом успехе. Книгу, как обычно, начал читать с выходных данных. Естественно, что найти её было практически невозможно – тираж всего 100 экземпляров! Вся книга, даже обложка выполнена на ризографе (трафаретная печать), издательство не обозначено и т.п., то есть – типичный «самопал». Хорошо хоть редактор есть (член Союза писателей России Татьяна Ясникова) и иллюстрации, весьма нестандартные, выполнены художником (Оксана Комбарова). Неудивительно, что такому «экономному» изданию губернаторскую премию не присвоили. Хотя оно и было единственным, дошедшим до большой комиссии, где, если верить слухам, автору было отказано в признании по странной мотивации: молодой ещё, успеет получить. Впрочем, и содержание... Сказать, что вся книга мне понравилась, не могу. Некоторый избыток зауми, словно по нарастающей, докатился до завершающей сборник поэмы «Пробуждение», структура которой вместе с подзаголовками глав, по-моему, больше мешала восприятию, чем помогала. Весьма любопытным показался раздел «Вживание в образ», где автор собрал «тексты песен к спектаклям и фильму». Больше всего этих текстов к спектаклю «Собаки», на мой взгляд, весьма удачных – читал повесть Константина Сергиенко «До свиданья, овраг!» и видел в ТЮЗе спектакль, поставленный по этой повести, кажется, ещё в кокоринские времена. Плюс к этому отметил для себя ещё десятка два стихов, но так и не понял, откуда взялось второе место Корбута в голосовании. И вот, через десять лет после первой, появилась новая книга Сергея Корбута «Себе навстречу». Название прокомментировано четырёхстрофным (строфы пронумерованы) стихотворением прямо на титульном листе: 1. Идти другим навстречу легче, 2. Мы за других всегда в ответе. 3. Себе навстречу – путь свободен, 4. Быть может, я судьбе перечу... Строфы, очевидно, представляют собой дополнительные «эпиграфы» к каждому из четырёх разделов сборника, то есть являются как бы композиционным «замком», рассчитанным на внимательного читателя. Кроме того, на внутренних титульных листах стоит ещё по одному «эпиграфу», с долей юмора разъясняющему название раздела. Вместо «звёздочек» у стихотворений без названий (их большинство) стоят символические значки – свой в каждой части. Такой нестандартный подход говорит о том, что состав книги автором тщательно продуман и организован, хотя тематическое деление порой и весьма условно. Что касается содержания, то без сопоставления с первой книгой просто не обойтись. Наряду с новыми произведениями здесь немало и перекочевавших из 2005 года. Но как же они изменились! Так 24-строчное стихотворение про Музу Молчания превратилось в целую иронично-сатирическую поэму (или, как пишет сам автор, «начал короткое стихотворение, а получается... длинный рассказ»). Не рассказ, конечно, однако сочинение получилось прелюбопытное. Характерно выписаны образы не только несуществующей Музы Молчания, но и её «реальных» сестёр, кроме «не понимающих в стихах ничего» Клио, Урании и Терпсихоры; особенно, на мой взгляд, удались Эрато и Мельпомена. Правда, оставляет вопросы концовка, но, возможно, нас ждёт ещё какой-нибудь будущий вариант произведения. Нет, правда, редко встретишь поэта, так кардинально перерабатывающего свои стихи для новой публикации. Я, например, с трудом узнал стихотворение «Что-то смутное душу тревожит...», в предыдущем варианте озаглавленное «Раздумье», и должен сказать, что изменилось оно к лучшему, стало и образнее, и понятнее. Да и в целом, особенно в природной лирике, Сергею Корбуту удаётся создавать зримые, насыщенные красками, объёмные картины словом. Много стихов посвящено Байкалу, Ангаре, тайге и горам, но не в описательном или патетическом стиле, а через собственное приобщение и, можно сказать, обыденное общение, нередко сопровождающееся «приключениями», которые автор описывает с подкупающей самоиронией («В дымке прячется солнечный круг...», «Я шагаю по планете нагишом...», «С утра пробросило снежком...» и др.). А вот когда дело в стихах доходит до изуверского отношения людей к природе, юмор и мягкая ирония заменяются на злой сарказм и негодование. Автору явно хочется рвать и метать, он позволяет себе высказывания «Зачем оказались здесь эти придурки?!», «Про природу забудут уроды...», «Ублюдки в свалку превратили лес...» и т.п. Честно говоря, не уверен, что это «поэтично» и этично, но злость поэта разделю стопроцентно, многие люди действительно относятся к природе «как убийцы, насильники, воры» (цитата из стихотворения «Выходные. На берег реки...»). Не менее отвратно автору и гнусное отношение людей друг к другу («Здесь подлость мудростью зовётся...», «Всё нам верится, верится, есть ещё честные люди...», «Когда бросает кто-то слово «чернь»...»), а также извращение истории («Об истории судим в потоке вранья...», «Каждый рядится в тогу судьи...»). Любое разрушающее гармонию мира явление либо ниспровергается, либо высмеивается поэтом, ведь, по его мнению, «мир открыт для любви и пронизан любовью, как светом...» Любовная лирика у Сергея Корбута, проходящая порой по грани эротики, расцвечена соответствующими возрасту осенними оттенками, что хорошо видно в таких стихах, как «После пыток сердечных и паток...», «Пусть за спиной ещё шумят обвалы...», которое заканчивается строчками «И вызываем ощущенье счастья простым прикосновением руки», и других, не менее лиричных и доверительных по чувству. В книге много стихов, содержательно тяготеющих к философской лирике, и вот в них-то, на мой опять же взгляд, слишком уж часто появляется слово «тоска», правда, в основном в сопровождении всё той же авторской самоиронии, но и она не всегда спасает. Зато всё в этом смысле ставит на свои места замыкающее книгу крепкое стихотворение «Что тоскует во мне, изнывает во мне бесконечно?», перекликающееся с давним «Всё, что не названо на свете по именам...» (оно одно из немногих переселилось из книги в книгу, кажется, без изменений). Как и прежде, мне кажется бессмысленным расставлять авторов по номерам значимости, но содержание книги «Себе навстречу», её жанровое и тематическое разнообразие, образная насыщенность и афористичность многих строк вполне убедили меня в том, что Сергей Корбут относится к числу ведущих поэтов Иркутска. * * * Осень приносит плоды – мы глядим удивлённо: * * * Время, которое нас призывало, Стансы над деревцем? Странно, однако, * * * Что-то смутное душу тревожит... * * * Эта женщина ‒ Осень... * * * После пыток сердечных и паток, * * * А ты опять о смысле жизни, * * * По Ангаре диван плывёт, * * * Об истории судим в потоке вранья.
Тэги: |
|