Будешь фреской моей |
04 Октября 2020 г. |
Сергей Рудольфович Эпов, член Союза писателей России, поэт, критик, драматург, родился 1 октября 1960 года в Иркутске. Первая крупная публикация состоялась ещё в самом начале 90х, когда все мы, тогдашние «неформалы», были ещё молоды, стремились привнести в поэзию что-то своё, свежее и нестандартное, и пошедшее навстречу новой волне Восточно-Сибирское книжное издательство предоставило нам довольно объёмный раздел «Помост» в коллективном сборнике «Стихи по кругу». Первая самостоятельная книжка «Посторонний» у Эпова вышла в серии «Барка поэтов», затем последовали сборники «Минуя сон» и «Алфавит13». Поэзия Сергея Эпова своеобразна, настояна на созвучиях слов и смыслов, контекстуально подразумевает знание читателем различных пластов культуры, а эмоциональная составляющая стихов, свойственная даже философской лирике, проявляется больше на подтекстовом и затекстовом уровнях. То есть это тот случай, когда творческая личность доверяет воспринимающей стороне некоторую долю сотворчества, а не ждёт немедленного, без осмысления, душевного отклика. * * * Человека нельзя оставлять одного, Как кошку, — Он начинает с ума сходить и бояться. Его как магнитом притягивает к окошку, Чтоб хоть чему-нибудь удивляться. Он книги читать иногда умеет, Когда душа этого запросит. Он сам не помнит, что он имеет, Пока его кто-нибудь не спросит. Он сам не знает, кого он любит И что такое любовь как способ Существовать. Он себя погубит. Ведь он редчайшая в мире особь. * * * Научимся маленькой делать зиму, а лето – большим. Пора взрослеть, становиться ребёнком большим. И джина надо обратно загнать в кувшин, Чтоб Таиланд в январе не мерять на свой аршин – Пляжный, в песок зарываясь посамоенехочу. Лучше я здесь заболею и не пойду к врачу. Найду проблему, ведь я без них не могу. Позавтракаю с тобой, а ужин отдам врагу. * * * Что перейдёт из этой жизни в ту? – Сама душа – вся целиком – живая – Туда, где ждут и любят красоту… А здесь она томится, ожидая. Не падишах-шахидский талисман, Не кукла, начинённая тротилом. И встретит там не серый полисмен За переходом перед тротуаром. Дела не умещаются в багаж. Вердикт суда – сплошной татуировкой. И в вечность перейдёшь с тем, чем богат. Рабом ли божьим, божьей ли коровкой? * * * Не от заката к рассвету – от дома к дому – Движется, крадучись, ночь, зажигая окна. Капернауму ужаснее, чем Содому. Так повествуют пергаменты и полотна. Кто-то сидит у костра, только в дом не входит. Кто-то молчание слушает, содрогаясь. Каждый своё, оставаясь собой, находит, В книге у Бога бессмертного отражаясь. * * * Позор и красота – почти одно и то же. Ведь подиум – всё тот же эшафот. И выхватит экран жемчужный пот на коже. Наоми Кэмпбелл, где твой эфиоп? – Пусть русский олигарх, танцующий ли мачо – Бессмертный Хоакин, недремлющий Кортес… Где старый Дон Кихот, идальго из Ламанча, Чтоб выйти против вас с копьём наперевес? * * * Тридцать один день августа день за днём Обозначили жёлтым пунктиром осень. Ещё вчера вечером было светло как днём, А нынче темнеть уже начинает в восемь. И далее – за увяданья роскошью – Платиновый минимализм зимы. Просто возьми и выпей… к чему все россказни… Кстати, и денег нет… Ну, так займи. * * * Виолончель изогнутое небо Прорезанная молниями дека Под слоем лака ласковая нега Коричневое время человека Как дерево для Евы гриф изогнут И звук уже утяжеляет воздух Смычок скользит и душу умыкает И яд в неё неслышно проникает * * * Молчание – беззвучие людей. А тишина – невинность снега, сказка. Болтун – уж тем одним прелюбодей. Опасность и сигнальная окраска. А тишина звучит, как тишина. Она округла бархатом футляра. Она в самой себе завершена, Как веточка живая капилляра. Отсутствие не есть небытие. Душа – лишь звук, как функция у флейты. Не рот и не бутылка – питие. Как сон без снов, где мучаются фрейды. Молчать – начать когда-то говорить, Гореть, сгорая, задыхаясь, с треском. Чтоб тишину тем самым сохранить – Как снег в тени на выступе отвесном. * * * Письменная речь – уже перевод. Любой язык – иностранный. И мы – народ, С воспаленьем мозга определённым, Островком, своей водой отделённым. Мы – рецепторы, реципиенты – Друг другу выписываем рецепты. Но лечить других пациентов своим лекарством – Это хвастаться перед индейцами американством. * * * При чём тут икебана, зло, Бодлер, Товарищи, вернувшиеся с фронта, Солдаты, посещавшие бордель, Влюблённая в еврея фараонша?.. Вся жизнь – война, Хайдеггер Мартин прав – Начавшись, это кончиться не может. Собравшему букет альпийских трав И эдельвейс забыться не поможет. Политика – искусство реального И король сказал: «Да ладно вам… И война нам больше не желанна…» «Ваши пальцы пахнут ладаном!» — Из костра уже кричала Жанна. Сторговались Франция и Англия — Им терпеть волюнтаризм доколе? Нейтрализовали с ликом ангела Деву Орлеанскую в законе. Как жилось вам с этим ретранслятором, С невменяемым визионером?.. Ваша вера стала ретро-шлягером, С идиотский хит-парад размером. * * * У разных людей – в разных местах болит. «Ай лав ю» говорит тебе Айболит… Ты пока ещё просто белая боль. Но поймёшь очень скоро, что такое любовь. Будешь фреской моей. Для тебя я Андрей Рублёв. Я не стану пугать тебя Страшным Судом. Ты увидишь трёх ангелов за столом. Если ты до конца одолел свой путь, Значит, я в тебе уже – в этом суть. Ты питался мной, ты делился мной. И теперь ты сядешь рядом со мной. Ты моим был замыслом о тебе. Наконец, ты стал подобен себе. * * * Прошедший август в памяти мелькнул, Как птица, пролетевшая сквозь рощу. Он превратился в знак и заглянул Мне в душу, чтоб расчислить её проще. Должно быть так – морошка на столе И Даль, пусть и не сам, но в виде книги. Апостроф – словно ворон на стволе. И пуля в животе – конец интриги. * * * Есть люди, которые могут спать на спине. Есть люди, которые могут летать во сне. А я летаю, как сплю – животом вниз – Как птицы летают. И это не мой каприз. (Смотрю снаружи, как голубь исследует мой карниз.) Крылья не сложишь в рюкзак, словно парашют. Это на рай пародия – гладенький парадиз. Щёлкает шёлк, как выстрелы – shoot да shoot. Это паденье всего лишь. Опять же вниз. Мускулы крыльев – любимая боль в спине – Ты поднимаешь себя усилием изнутри. Можно закрыть глаза – даже в вышине. Можно открыть. Сам себе говоришь: «Смотри». * * * Я жду, когда ко мне вернётся речь, Как дождь на засыхающую почву. Чтоб чувствовать, как влага будет течь Сквозь трещины… чтобы забыть, как почту Никчёмную зачем-то проверять, Приоткрывая чёрную ракушку. Себя себе тихонько возвращать, Сверяясь, как по детскому рисунку. * * * Появились окна. Утро. Сизым клином раструб света. Белый иней, словно пудра, На асфальте серебрится. Сумрак уползает слепо. Кто-то спит, а кто-то снится. Наст драконовою шкурой – Платина с алмазной крошкой. Утро школьницей сутулой, С вечера собравшей ранец, С на губах улыбкой кроткой, Тишину шагами ранит. Атмосфера революций. И репрессий с недосыпу. Нервных скомканных прелюдий С пупырышками на коже. И молитв Отцу и Сыну. И Святому Духу тоже. * * * Счастье может быть только там, где бывает несчастье – Это из настоящих понятий, как «да» и «нет». Детство невинное – сказочка о мещанстве, Идиоматика – будничное «привет».
Это одно и то же, как чёт и нечет – Потому что монета не падает на ребро. Кто же из нас драгоценные раны лечит… Горе нам – если оно уже отлегло. * * * Вошёл – и – HELP ME в потолок. Винил простуженно скрипит. Горизонтальный тяжкий рок Плитой надписанной лежит. Съём звука – тонкая игла – Магичный перпендикуляр. Бороздка – сварка – шов – игла… И уха зрячий окуляр. Мой бедный Йорик, углерод – Здесь были губы и глаза… Ты мой спрессованный народ… Тростник… звучащая лоза… * * * …А снег скрипит – словно режут зелёный лук. Весна, на мой взгляд, – бюро недобрых услуг. Весна – это дёсны, цинга, авитаминоз. Не жизнь, короче. Какой ещё там прогноз… И ключ от квартиры – скрипучий скрипичный ключ. Мой нотный стан скособочен. Зато певуч.
|
|