Чем займется "Агнац"? |
22 Апреля 2015 г. |
Дмитрий Медведев подписал постановление о передаче Федеральному агентству по делам национальностей некоторых полномочий Минкультуры. Что ли получается, что из Минкульта вынимается часть, касающаяся нацкультур, а как тогда быть Минкульту, учитывая его склонность к строительству государственной культуры? Но, конечно, там не так торжественно. Просто в связи с передачей Агентству по делам национальностей ("Агнац" его, что ли, назвать, если раньше был "Миннац"?) полномочий "по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России", они исключаются из Положения о Министерстве культуры. То есть, из Минкульта выводится некоторая непрофильная часть, которая к культуре как бы отношения не имела и все довольны. Но, с другой то стороны, если уж эту тему поместили когда-то туда, то полагалось, что все это должно регулироваться именно через культурный контекст? Ну, все же выучили, что национальности примиряются через взаимные культурные связи и всякое такое. Понятно, что по жизни роль Минкульта тут не самая главная, но если у него был такой пункт официально, а теперь его нет, то что-то переключилось. Но в таких делах сложно сразу понять, идет ли речь о чем-то стратегическом или просто о формальных последствиях некоего принятого решения. Если посмотреть Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" – а оно является рабочим, именно в него вносятся все дополнения и изменения, станет ясно, что бюрократическая составляющая тут не самая слабая. В самом деле, речь об этой стороне дела. В вышеупомянутом Постановлении о Минкульте функции, которые теперь передаются Агентству, были упомянуты в первом же пункте. Ну и так далее, теперь сообщается, что "расходы на содержание аппарата Агентства будут финансироваться за счет перераспределения средств, которые предусмотрены на эти цели федеральным органам исполнительной власти, функции и штатные единицы которых передаются Агентств". Естественный ход дел. По факту сейчас так, что агенство было создано (1 апреля) и его уже надо чем-то наполнить. И функциями, и кадрами. Сначала и в самом деле выглядело так, что в основу конструкции положен именно этот — упомянутый теперь Медведевым — департамент Минкульта. В середине марта считалось, что главой агенства станет директор департамента А.Журавский. То есть, получалось бы даже какое-то отпочкование от Минкульта. Нет, 2 апреля главой Агенства был назначен депутат Госдумы от Свердловской области И.Баринов. По данному кадровому назначению выглядело уже, скорее, так, что создание агенства имеет в виду наличие тревожности, а не развитие межнацсвязей на культурной основе. Потому что И.Баринов с 1993 года служил в ФСБ, в 2003 окончил Академию ФСБ и тогда же избрался в Госдуму как одномандатник в Свердловской области, в 2007 и 2011 годах переизбирался уже по спискам "Единой России". До назначения занимал пост зампреда комитета Госдумы по обороне. Собственно, о наличии тревожности (в том числе) он и сказал после своего назначения: "Кроме указа о создании агентства, сейчас пока еще ничего нет. Все надо создавать с нуля: нет ни помещения, ни людей, надо готовить для утверждения на заседании правительства положения об агентстве... Оно должно быть небольшим, компактным – штат не более 100 человек. Тем более, что все понимают, в каких тяжелых экономических условиях оно создается. Это, кстати, говорит о его важности для национальной политики, что, несмотря на все эти проблемы, правительство решило создать подобное агентство.... Главная же задача агентства – реализация государственной политики в межнациональных вопросах. Тема важнейшая. Благо, что мы имеем огромный опыт в этом вопросе: это и опыт царской России, и опыт советского периода – из всего надо брать лучшее и делать соответствующий упор на современные реалии. Мы понимаем, что сегодня тема ассоциируется с конфликтами: межнациональными, межконфессиональными, Кавказ – ассоциации не всегда приятные. Мы будем от этого отходить". То есть, эта тема связывается именно с конфликтами, а не с построением чего-либо общекультурного. Возможно, это было только тогдашнее мнение Баринова, тем более, что при утверждении агенства 1 апреля его смысл как-то плавал. Диалог с сайта Кремля: "Д.Медведев: ... Это именно выработка общих основ национальной политики, а также работа с государственными программами в сфере национальностей, решение сложных задач, включая этноконфессиональные задачи, и разрешение различного рода конфликтов, которое также в такой большой и сложной стране, как наша, периодически случаются. В.Путин: ... Эти вопросы, безусловно, заслуживают того, чтобы поднять на более качественный уровень всё, что мы делаем в этой сфере. Имею в виду, что Россия – многонациональная страна, у нас проживает свыше ста этносов, и некоторые вещи, безусловно, вызывают даже озабоченность и тревогу. Мы знаем, как в прежние времена решались вопросы, связанные с культурой, с литературой, с изданиями на национальных языках. Многое, к сожалению, в последнее время было утрачено. И наш, безусловно, долг заключается в том, чтобы не просто воссоздать всё, что было хорошего раньше, но и поднять, как я уже сказал, эту работу на более качественный уровень. Тут одновременно и озабоченность (и даже тревога), и "вопросы, связанные с культурой, с литературой, с изданиями на национальных языках". При этом формально Агенству поручены: "а) выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики; б) осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации; в) взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества; г) разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений; д) контроль за реализацией государственной национальной политики; е) осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; ж) профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; з) предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды". Не очень-то понятно, как все эти пункты могут быть реализованы малым штатом ("не более 100 человек") и какой из пунктов может, например, заняться вопросами, связанными "с культурой, с литературой". Опять же, тут еще и как бы разнонаправленные функции. Агенство выглядит надзирающим и контролирующим органом в пунктах е, ж и з, но в других пунктах — что-то конструктивно строящим (а, в, г). Пункты б и д как-то и непонятно, к какому варианту отнести. Но, по крайней мере, теперь уже не надо все создавать с нуля, вместо нуля уже есть экс-департамент межнациональных отношений Минкульта.
Тэги: |
|