НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-08-12-03-49-10
К своему организму обязательно надо прислушиваться. И знать о том, что болезни могут проявляться по-разному, необычно. Взять, например, инфаркт миокарда. Среди классических признаков такого состояния – боль в области сердца, за грудиной и под левой лопаткой. Но недуг может менять свои...
2025-08-15-01-27-21
Заметить высокий уровень холестерина в организме можно обнаружить по одному  внешнему признаку, рассказала кардиолог Юлия Маршинцева.
2025-08-12-05-48-43
Новое многообещающее направление в борьбе с возрастными изменениями мозга, включая болезнь Альцгеймера, появилось в научных кругах. Так, исследователи из США нашли способ, как вернуть стареющим нейронам энергию и способность к самоочищению от вредных...
-80-
Какие только методы не разработаны для поддержания когнитивных функций. Но есть и такие, которые человек может обеспечить себе сам. Как оказалось, для сохранения ясности ума в 80 лет надо общаться. Этот секрет раскрыли американские...
2025-08-13-10-39-54
Известное утверждение о недопустимости пить жидкость во время еды прокомментировал врач, автор канала «Злой доктор Филатов».

Врач и пациент: как найти общий язык?

21 Июля 2014 г.

discuss-1


Отношения между врачами и пациентами бывают, увы, далеко небезоблачными. Количество разбирательств, в том числе судебных, по медицинским делам с каждым годом только растет, сообщает "Российская газета". До трети пациентов, побывав в больнице, готовы идти с жалобами во все инстанции. Сами же врачи уверены: больные, пострадавшие в ходе лечения, или их родственники предъявляют слишком много претензий. Порой активность граждан больше напоминает потребительский экстремизм, чем желание разобраться в действиях доктора. Медицинское сообщество уже пытается выстроить линию обороны от пациентов, создав общественную организацию, защищающую права медиков. Как правильно выходить из конфликтов с врачами, рассказывает в своей книге юрист одного из медицинских холдингов Урала Екатерина Салыгина. Правозащитными вопросами в сфере здравоохранения она занимается более семи лет и потому уверена: мы должны знать не только свои права, но и обязанности.

Екатерина, что следует помнить, записываясь к врачу - платному или бесплатному?

Екатерина Салыгина: Нужно помнить, что пациент защищен законом, независимо от того, государственная больница или частная. Понятно, что у руководства платной клиники больше возможностей для привлечения юристов, которые могут уладить проблемы. Потому конфликты, связанные с нарушением прав пациентов негосударственных медучреждений, редко становятся достоянием гласности. Более того, обычно врачей частных клиник отправляют на курсы, на которых они учатся общению с пациентами, поэтому медработники знают, как не довести дело до конфликта.

Бесплатное здравоохранение такой роскоши себе позволить не может. Для сравнения: в свердловской областной больнице, которая в несколько раз больше любой частной клиники, работает только один юрист, и он в основном занимается хозяйственными спорами и госзакупками. А медицинское право - направление достаточно специфическое.

Я уже не говорю про психологические моменты общения врача и пациента, имеющие огромное значение. В свое время мы сделали сайт, на котором выложили десять образцов жалоб, связанных с нарушением прав пациента. Через год решили узнать, что чаще скачивают. Оказалось, почти 80 процентов зашедших на сайт хотели пожаловаться не на качество медицинской помощи, а на хамское обращение в больнице, грубость врача во время приема.

Я впервые вижу пособие по правам пациента, где утверждается, что больной наравне с врачом несет ответственность за свое здоровье...

Екатерина Салыгина: Долгое время пациенты вообще не знали, что они сами отвечают за состояние своего организма, хотя это очевидно. В советское время, к примеру, за несоблюдение режима, прописанного врачом, могли лишить больничного. Поэтому перед тем как скандалить, нелишне и себя спросить: а все ли я сделал для того, чтобы вылечиться?

В книге много сказано о праве пациента на информацию. В частности, вы предлагаете людям искать сведения о болезнях и методах их лечения в Интернете. Но именно об опасности онлайн-консультаций говорят сейчас многие медики. Это не вредный совет?

Екатерина Салыгина: Нисколько. С моей точки зрения, владение информацией однозначно полезно. Пациент часто видит врача в первый раз и не знает, насколько ему можно доверять. Мы должны быть доброжелательны, но со здравой настороженностью. Потому что, по сути, кроме нас наше здоровье никому не нужно. Врачи, которые спокойно относятся к любознательности пациентов, как правило, мегапрофессионалы. Они уверены в своей позиции и умеют доступно объяснить, почему их рекомендации единственно верные.

То есть информированность пациента не помешает врачу, если он профессионал?

Екатерина Салыгина: Мне кажется, что, если человек интересуется заболеванием, с которым он пришел на прием, это говорит о степени его ответственности за свое здоровье. Я вообще боюсь пациентов, которые говорят: доктор, сделайте все, как себе. Это значит: доверяю на 100 процентов и знать ничего не хочу. Следовательно, случись что, больной готов всю ответственность переложить на врача.

В книге вы ничего не говорите о роли страховых компаний. Хотя при нынешней системе ОМС именно они должны отстаивать права застрахованных пациентов. Не верите в эффективность их работы?

Екатерина Салыгина: Я пишу только о том, о чем имею четкое представление. С моей точки зрения, и в обязательном, и в добровольном медстраховании компании пока борются исключительно за свои финансовые интересы. А вопросами защиты пациентов занимаются не очень активно. У страховых компаний и в самом деле очень большие полномочия. К примеру, они имеют право запросить в медучреждении любую медицинскую карту. У самого пациента с этим могут возникнуть сложности. Но, к сожалению, страховщики изучают медкарты не с позиции оценки качества оказанной помощи, а на предмет того, будут они оплачивать эту операцию или нет, выполнен стандарт лечения или нет. Во главу угла поставлены деньги.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!