Одни убытки: почему могут исчезнуть недорогие лекарства |
17 Февраля 2015 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/rg_17_02_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. Свое мнение по поводу того, почему российские фармкомпании сокращают производство доступных лекарств, излагает на страницах "Российской газеты" академик РАН Сергей Колесников. Поводом для этой статьи стало явное непонимание (или нежелание понять) всей остроты проблем, с которыми столкнулись российские производители недорогих лекарств.Что ни день, то новое известие: "Дальхимфарм" из-за нерентабельности уже прекратил выпуск нескольких дешевых препаратов. Перед тем же выбором оказался завод "Озон" в Самарской области: из 149 наименований выпуск 42 лекарств (28 процентов от номенклатуры!) стал нестерпимо убыточен. Не могут и дальше работать в ущерб себе даже такие крупные компании, как "Мосхимфармпрепараты" и "Татхимфармпрепараты". Буквально на днях, по словам депутата свердловского заксобрания Александра Серебренникова, прекратил отпуск лекарств Воронежский фармзавод, производивший анестетики для онкологических больных. Дело в том, что предельные отпускные цены на лекарства, включенные в обязательные перечни, регулируются государством и пересматриваются один раз в год с учетом только инфляции, другие коэффициенты просто не учитываются. Предприятия сами не могут изменить установленную по данной методике цену на препараты. А между тем цены на закупаемые (в том числе по импорту) сырье, вспомогательные материалы, фармацевтические субстанции за минувший год резко подскочили и продолжают расти. Из-за курсовой разницы валют увеличились и накладные расходы. В результате на многих отечественных фармпредприятиях сложилась ситуация, когда выпуск недорогих препаратов (в том числе из перечня ЖНВЛП) стал убыточным. На самарском "Озоне", как уже сказано, под угрозу снятия с производства подпадает каждый четвертый препарат. На ОАО "Татхимфармпрепараты" из 49 наименований выпускаемой продукции 27 оказываются убыточными. У завода "Мосхимфармпрепараты" глубина нерентабельности по отдельным лекарствам достигает 60 процентов. Более всего опасно, что вымываются в первую очередь дешевые препараты - с ценой до 100 рублей. Это может привести к полной замене отечественных лекарств иностранными, которые гораздо дороже. Надо ли говорить, как ударят импортные цены по социально незащищенным слоям населения России в период кризиса? Прекращение производства (из-за нерентабельности) недорогих лекарственных средств не просто ухудшает медицинское обеспечение в стране, но и приводит к дополнительным затратам бюджета на закупку импортных препаратов, поскольку бюджетный сегмент рынка лекарств составляет около 30 процентов. Анализ Госреестра предельных отпускных цен производителей показывает, что цены на многие отечественные лекарства в 5 - 10 раз ниже, чем на зарубежные аналоги. В результате потери федерального и регионального бюджетов могут составлять ориентировочно до 100 миллиардов рублей. Поверьте, я не нагнетаю в расчете кого-то напугать. Ситуация действительно такова, что российские фармпредприятия одно за другим вынуждены снимать с производства недорогие препараты, в том числе поставляемые в рамках обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), в связи с тем, что они становятся или уже стали глубоко убыточными из-за действующей системы регулирования цен и резкого повышения курса валют. Однако в федеральных ведомствах, куда с мест идут сигналы SOS, кормят обещаниями, перекидывают ответственность друг на друга или упражняются в отписках, кивая при этом на законодателей. Недавно главой минздрава было заявлено, что в России закуплено лекарств по прежним ценам аж на девять месяцев вперед (т.е. до сентября с.г.), и беспокоиться, мол, не о чем. Правда, никто не уточнил, что это касается лекарств (преимущественно зарубежных), закупаемых централизованно минздравом для лечения так называемых семи нозологий. Подобных больных в стране не более 100 тысяч. А всего в России, между прочим, 143 миллиона, и лечить мы должны всех, кто нуждается в медицинской помощи. Стоит сказать и том, что импорт фармацевтической продукции в Россию из стран дальнего зарубежья в январе 2015 года упал на 48,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно предоставленной Федеральной таможенной службой информации, за первый месяц объем импорта лекарственных средств составил 362 млн долларов. В январе 2014-го аналогичный показатель достигал 704,7 млн, что вполне логично, т.к. бюджет в рублях не увеличился, а в валюте упал в два раза. Так что заграница нам не поможет. Вопреки существующим мифам наши граждане в большинстве своем используют отечественные лекарства - их 70 процентов, если считать в упаковках, и 28 - в ценовом выражении, поскольку отечественные препараты в 5 - 10 раз дешевле импортных. Казалось бы, надо поддержать этот сегмент рынка. И пациент меньше будет тратить сам, да и закупки для госпитального сектора будут значительно дешевле. Тем более что это прописано в ряде серьезных документов, в том числе в госпрограмме "Фарма-2020" и в Стратегии лекарственного обеспечения, принятой минздравом. Именно из этой логики исходили в российской Ассоциации производителей фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения (АПФ), когда формулировали свои предложения в адрес минэкономразвития, минздрава и Федеральной службы по тарифам. Первое и основное: цены на лекарственные препараты ниже 100 рублей должны регистрироваться в заявительном порядке. При таком подходе система контроля цен станет прозрачной и куда более эффективной. Кроме того, подавляющее большинство отечественных дженериков стоят меньше 100 рублей, поэтому реализация этого предложения позволит российским производителям органично развивать производство недорогих отечественных лекарств и предотвратит их вымывание. При этом производители лекарств с ценой, превышающей 100 рублей, будут заинтересованы в снижении этих цен - с целью попадания в дешевый сегмент рынка и заявительную регистрацию. Отмечу, что предложения такого рода трижды направлялось нами - сначала в Минздравсоцразвития России, затем в Минздрав России (письма от 01.09.2010 г. N 37; от 15.08.2012 г. N 31; от 03.04.2014 N 16), но до сих пор не реализованы. Второе связанное с этим предложение - отменить приказы Минздрава России N 400н, Федеральной службы по тарифам N 663-а от 08.10.2012 г., которые противоречат действующей методике установления цен на лекарства, включенные в перечень ЖНВЛП и не позволяют учитывать важнейшие аспекты формирования себестоимости продукции. Поясню, что принятая ныне методика установления цен на лекарства из перечня ЖНВЛП позволяет при перерегистрации увеличить цену - в случае удорожания сырья и материалов, а также при увеличении накладных расходов. Однако минздрав и ФСТ России отказывают в этом производителям, т.к. указанными выше приказами введено дополнительное условие: "Величина увеличения зарегистрированной предельной отпускной цены не должна превышать прогнозируемый уровень инфляции текущего года...". Но уровень инфляции не учитывает существенное повышение цен на сырье и материалы, закупаемые за валюту, а также снижение курса рубля к курсу валют, которое существенно превышает уровень инфляции. В заданных условиях вынужденно сокращаются не только производство, но и программы модернизации предприятий. Ситуация близка к критической, поэтому нужны экстренные межведомственные решения и, возможно, то самое "ручное управление" на уровне правительства, чтобы выправить ситуацию с регулированием цен на препараты ЖНВЛП и тем самым поддержать не только отечественных фармпроизводителей, но и российских пациентов. О "ручном управлении" (по аналогии с отменой и восстановлением - после экстренного вмешательства президента - пригородных поездов) вспомнил потому, что нам в очередной раз предлагают подождать. Вот, мол, попросим законодателей "предусматривать разовую индексацию цен нижнего и среднего стоимостного пакета жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Речь, я как понимаю, о возможных компенсациях в региональные бюджеты - тех дополнительных расходов, что будут связаны с закупкой иностранных препаратов для нуждающихся граждан, в том числе имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Обнародованная сумма возможных компенсаций - 16 миллиардов рублей. Казалось бы, звучит. Но это чуть более 10 процентов от планируемого объема госпитальных закупок - при том что цены вырастут почти в два раза... Плюс ко всему не будем забывать, законодательные изменения в лучшем случае обретут силу с середины этого года или с начала будущего. Между тем, документы и порядок, которые установлены для регистрации предельных отпускных цен производителя предусмотрены пунктом 4 правил государственной регистрации таких цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. А сами эти правила утверждены постановлением правительства РФ N 865 от 29.10.2010 г. "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Из всего сказанного следует, что уточнить, дополнить и поправить эти самые правила, будь на то инициатива профильного министерства, можно и без участия законодателей. Но ее, инициативы, нет. Зато есть, к примеру, выпущенный Минздравом РФ приказ N 951 о лечении больных туберкулезом, где в схему обязательного лечения хронических больных прописывается в обязательном порядке иностранный препарат одной известной фирмы. Такой препарат, который в самих США, где эта фирма зарегистрирована, рекомендуется применять только в исключительных случаях, поскольку лекарство вызывает повышенную смертность. А вот эффективное лекарство, полностью разработанное в России, почему-то не рекомендуется, хотя оно не вызывает гибели пациентов... Первого марта, если ничего не предпринять, по российским фармпроизводителям будет нанесен еще один удар: запрещается продажа лекарств из перечня ЖНВЛП на 2015 год, на которые не зарегистрирована минздравом отпускная цена. {gallery}TXTS/2015/rg_17_02_15{/gallery} Кому и зачем нужна тогда обещанная законодательная поправка? Как и долго обсуждавшееся постановление правительства о преимущественных закупках отечественных лекарств? Таких дешевых лекарственных препаратов на российском рынке просто не останется. И наступит полный монополизм большой зарубежной фармы. Хотели сдержать рост цен на лекарства и ни в какую не решались отпустить их в нижнем ценовом диапазоне? Можем получить как минимум двукратный рост по всей номенклатуре.
Тэги: |
|