НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

За чем стоит очередь

29 Января 2016 г.

museum

Русофобия представителей самозваной «интеллектуальной элиты» — ​не новость. И даже не что-то, специфически присущее России. В США богема из Нью-Йорка и Калифорнии презирает так называемых «реднеков» («красношеих») — ​выходцев из центральных и южных штатов; британские выпускники закрытых школ надменно относятся не только к провинциалам, но и к коренным лондонским «кокни».

Но никогда нельзя предсказать, что станет поводом для новой крупной вспышки русофобии. Судя по истории с «очередью на Серова», любой информационный повод можно повернуть так, чтобы условный «интеллигент», а точнее «образованец», почувствовал необходимость написать нечто презрительное о согражданах.

Хотя слово «интеллигент» практически утратило изначальный смысл, превратившись в синоним слова «сноб», все равно есть мастодонты, с честью несущие звание русской интеллигенции (независимо от своего этнического происхождения). А вот в случае с «образованцем» все понятно сразу. Этот человек полагает, что, обогнав своих одноклассников на несколько прочитанных книг, он ворвался в мировую интеллектуальную элиту и теперь обладает законным правом презирать всех, кто не читал, к примеру, Мераба Мамардашвили или Айн Рэнд.

Подобно тому, как нувориши представляют собой самый омерзительный тип богача, так и «образованцы» являются карикатурами на настоящих интеллектуалов. Дело в обоих случаях в недостаточном уровне внутренней культуры, который не зависит ни от предпринимательской жилки, ни от начитанности, ни от уровня аналитического мышления. Внутренняя культура и уважение к другим людям либо есть, либо нет, и совершенно не важно, где человек рос и учился, чего достиг.

Выставка великого русского художника Валентина Серова действительно стала событием в культурной жизни Москвы. Очереди тянулись с момента открытия в октябре, хотя и случались дни, когда можно было пройти относительно свободно. Перед закрытием, естественно, случился ажиотаж, подогретый сообщениями о том, что выставку посетил Владимир Путин. Из-за огрехов организаторов повредили дверь. И понеслось...

Мысль о том, что благодаря телевидению люди узнали о выставке (или вспомнили о ее скором закрытии) оказалась слишком сложной для «образованцев». Начались комментарии: «Северная Корея», «вслед за вождем» и так далее. Когда очередь к христианским святыням растягивается на километры — ​это гуд, «плебсу» положено быть религиозным. Но когда стоят на Серова, у «образованца» заклинивает мозг. Ибо его мышление достаточно примитивно и состоит из наглухо вбитых клише. Так не бывает, это фантастика. Обида на слом привычной картины мира приводит к каким-то запредельным выбросам агрессии.

Апофеозом когнитивного диссонанса стала запись в «Фейсбуке» одной из журналисток «Эха Москвы»: «Я стояла в очереди в Макдональдс, в той самой, в первой очереди, зимой 90-го года! И поверьте, дети, это была не давка за гамбургерами, не очередь за американской хавкой — ​это была очередь за свободой. Открытие Макдональдса в мрачной, холодной, голодной Москве — ​это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая, нас включали в свободный цивилизованный мир, признавали нас его полноправными гражданами».

Выглядит как самопародия, но, судя по комментариям, автор совершенно серьезна. Позорная давка за бутербродами в 90-м году — ​оказывается, путь к свободе. А совершенно нормальная, естественная для любого мегаполиса очередь на выставку — ​что-то из ряда вон. «Быдло думает, что им там Стаса Михайлова покажут».

Не знаю, надо ли в сотый раз повторять, что многочасовые очереди стоят в большинство известных музеев мира. И в Москве на привозные выставки стояли всегда, при любом политическом режиме и в любую погоду. И да, это привозная выставка: помимо знакомой «образованцам» «Девочки с персиками» из постоянного собрания Третьяковки, там есть картины из частных коллекций, которые теперь неизвестно когда снова будут выставлены на всеобщее обозрение.

Есть ли смысл о чем-то говорить с людьми, считающими фастфуд символом свободы? Есть ли смысл пытаться что-то объяснить тем, кто утверждает, будто мы идем на Серова, дабы «потешить имперские комплексы», а на выставку «Романтический реализм» ломились из-за «ностальгии по совку»?

Можно ли в принципе победить русофобию «образованцев», или она присуща им имманентно, и единственное, что следует сделать, — ​объявить им бойкот, подобно тому, как бойкотируют расистов и нацистов? Ведь ненависть к собственному народу ничуть не отличается от ненависти к чужому, она даже более разрушительна.

Нормальные люди могут только порадоваться тому, что в морозную зиму 2016-го мы наблюдаем очереди не за гамбургерами, а за настоящим искусством. И считающие это неправильным находятся в маргинальном меньшинстве — ​пусть они этого пока и не поняли.

У Третьяковки запланировано немало интересных выставок, хотелось бы, чтобы мировые тенденции организации доступа граждан перенимались активнее, а МЧС не приходилось отпаивать чаем уставших «очередников». Ведь очень просто продавать электронные билеты с определенным временем входа — ​руководство Третьяковки обещает, что это будет сделано уже на открывающейся в июле выставке Айвазовского. Очень просто рассчитать проходимость залов и поставить табличку с предполагаемым временем ожидания. А в здании на Крымском Валу, кстати, столько места, что при желании можно было бы разместить всю очередь внутри...

Время, о котором мечтал Некрасов: «Когда мужик не Блюхера, / И не милорда глупого — ​/ Белинского и Гоголя / С базара понесет», похоже, наконец, настало. Задача издателей — ​обеспечить достаточное количество тиражей, задача общества — ​отправить на помойку истории «образованцев», считающих, что никто, кроме них, «Белинского и Гоголя» с базара носить не имеет права.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!