ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Цыгане развенчали стереотипы о своем народе

Изменить размер шрифта

tsygane 2

Первый Всемирный цыганский конгресс состоялся в Лондоне в 1971 году. Делегаты из 30 стран мира постановили признать цыган или ромов, как они самоназвались, нацией. Были выбраны флаг и гимн. Флаг цыган — голубая, зеленая полосы и изображение колеса — олицетворяет кочевой образ народа, который живет под открытым небом. Гимном в свою очередь стала народная песня "Джелем, джелем" на слова Жарко Йовановича. "Идемте со мною, цыгане мира. Открыты цыганские дороги!" — поется в ней.

Однако русские цыгане, которые придерживаются православной веры, не могут отмечать праздник в начале апреля — дата приходится на пост, что не позволяет организовать яркое торжество, во время которого, к примеру, может быть приготовлена харба из крови, печени и сала свиньи или барана. К тому же для цыган 8 апреля еще и День памяти жертв фашизма: более полумиллиона представителей кочевого народа были убиты в концлагерях во время Второй мировой войны. В связи с этим цыгане, проживающие в России, отмечают национальный праздник во второе воскресенье после Пасхи.

Стоит отметить, что из официальных документов следует: первые цыгане на территории Российской империи проживали в Петербурге. В настоящее время в городе их насчитывается около 5 тысяч человек, многим из которых приходится довольно тяжело. По словам поэтессы Зинаиды Конан, ряд ее друзей в повседневной жизни скрывают свое происхождение, например, отказываясь от национальной одежды и представляясь выходцами из Средней Азии, — так легче устроиться на работу. Виной всему антицыганские настроения, на которых воспитано большинство, уверена она.

Как отметила поэтесса и православный активист Зинаида Матусевич, большая часть цыган занимается частным скотоводством в Ленобласти, а около 20% представителей народа трудятся на производствах. Только 10% получают высшее образование. "Есть финансовая проблема: не всем удается поступить на бюджетной основе. Во-вторых, бывают большие семьи, которым ребенка выучить трудно", — сказала она.

"Раньше мало кто задумывался об образовании: закончил пять классов — и иди торгуй. Сейчас цыганское неучение не проходит, — заявила руководитель фольклорного коллектива "Петербургская рома" Александра Ильинская, которая окончила Педагогический университет имени Герцена. — Моя дочка, когда поступала в первый класс, просила меня не говорить на цыганском языке, чтобы в школе ее не обзывали. Я считаю, что своей нации не нужно бояться. Конечно, кто-то мог пойти не по той дороге, но это не значит, что все цыгане плохие. Через какое-то время моя дочка рассказала, что в школе ее зауважали, а потом стали удивляться, почему она не исполняла цыганский танец". "Не надо на цыган клеить клеймо, что все воры и неучи. Если один совершил ошибку, все не виноваты", — добавила Зинаида Матусевич.

Кроме этого, цыгане пожаловались на отсутствие поддержки городских властей в организации Центра цыганской культуры. Сейчас центр располагается в квартире бывшего руководителя организации Тамары Орловой и содержится за счет энтузиастов: в частности, проводятся выставки, концерты и религиозные праздники. В планах у представителей общины создание цыганского театра, на который сейчас не хватает финансирования. Между тем участники круглого стола отметили, что за финансовой и организационной помощью в комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики не обращались.

Еще одна просьба цыган к властям — построить в городе ипподром. "Испокон веков цыгане держат лошадей и занимаются ими — это у нас в крови, это национальная черта. Жалко, что в Санкт-Петербурге, городе мирового значения и культуры, нет ипподрома. Хотелось бы, чтобы власть услышала наш призыв: ипподром должен быть. Дело в том, что город очень выгодно располагается: к нам будут ездить финны, шведы, норвежцы и немцы", — подчеркнул конезаводчик Николай Болстрен, чьи лошади неоднократно завоевывали призы на Кубке России.

Между тем собравшиеся попытались опровергнуть несколько стереотипов о своем народе. "Раньше гадание было важным цыганским ремеслом, одним из немногих способов выживания. Это пришло из Византии — цыгане научились гадать у волхвов и предсказателей. Но в наше время это отходит в прошлое: родители не приветствуют, чтобы дети занимались нехорошим бизнесом", — сказала Зинаида Матусевич. Также цыгане заверили, что у русской группы народа сейчас не распространены браки среди детей: девушки выходят замуж только тогда, когда им исполнится 18 лет.

Однако в чем цыганам не нужно было разуверять журналистов, так это в своей любви к песня и танцам. Как рассказала Александра Ильинская, первый профессиональный цыганский хор в России появился еще в 1774 году — им руководил гитарист Илья Соколов, семиструнная гитара которого вошла в историю как "соколовская". Хор выступал в Петербурге и Москве, ездил за границу. В коллективе пели более 70 цыган. Последователи Соколова создали еще не один ансамбль — последний был организован в 1903 году Василием Пономаревым. Из-за революционных событий хоры прекратили свое существование.

Среди цыганских певиц были и настоящие звезды. Так, слава Степаниды Орловой во время Отечественной войны 1812 года дошла до Наполеона, а в честь Татьяны Демьяновой поэты сочиняли стихи. Очень любил проводить время в ее обществе Александр Пушкин, специально приезжавший послушать певицу.

Существовали хоры и в советское время. Так, в 1953 году, когда советская власть запретила кочевать, снова стали собираться музыкальные коллективы. "Мой дедушка в Волховстрое собрал всех цыган, чтобы не кочевали и не воровали. Он говорил: если не умеете писать, то пойте или танцуйте. Коллектив доходил до 150 человек. Ансамбль держался 20 лет. Я пошла по этой стезе и продолжаю род в сценической сфере", — отметила Александра Ильинская.

Закончился круглый стол танцами, романсами и песнями. Их исполнила фольклорная цыганская группа "Династия Ромэн".

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!