НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Цыгане развенчали стереотипы о своем народе

09 Апреля 2015 г.

tsygane 2

Первый Всемирный цыганский конгресс состоялся в Лондоне в 1971 году. Делегаты из 30 стран мира постановили признать цыган или ромов, как они самоназвались, нацией. Были выбраны флаг и гимн. Флаг цыган — голубая, зеленая полосы и изображение колеса — олицетворяет кочевой образ народа, который живет под открытым небом. Гимном в свою очередь стала народная песня "Джелем, джелем" на слова Жарко Йовановича. "Идемте со мною, цыгане мира. Открыты цыганские дороги!" — поется в ней.

Однако русские цыгане, которые придерживаются православной веры, не могут отмечать праздник в начале апреля — дата приходится на пост, что не позволяет организовать яркое торжество, во время которого, к примеру, может быть приготовлена харба из крови, печени и сала свиньи или барана. К тому же для цыган 8 апреля еще и День памяти жертв фашизма: более полумиллиона представителей кочевого народа были убиты в концлагерях во время Второй мировой войны. В связи с этим цыгане, проживающие в России, отмечают национальный праздник во второе воскресенье после Пасхи.

Стоит отметить, что из официальных документов следует: первые цыгане на территории Российской империи проживали в Петербурге. В настоящее время в городе их насчитывается около 5 тысяч человек, многим из которых приходится довольно тяжело. По словам поэтессы Зинаиды Конан, ряд ее друзей в повседневной жизни скрывают свое происхождение, например, отказываясь от национальной одежды и представляясь выходцами из Средней Азии, — так легче устроиться на работу. Виной всему антицыганские настроения, на которых воспитано большинство, уверена она.

Как отметила поэтесса и православный активист Зинаида Матусевич, большая часть цыган занимается частным скотоводством в Ленобласти, а около 20% представителей народа трудятся на производствах. Только 10% получают высшее образование. "Есть финансовая проблема: не всем удается поступить на бюджетной основе. Во-вторых, бывают большие семьи, которым ребенка выучить трудно", — сказала она.

"Раньше мало кто задумывался об образовании: закончил пять классов — и иди торгуй. Сейчас цыганское неучение не проходит, — заявила руководитель фольклорного коллектива "Петербургская рома" Александра Ильинская, которая окончила Педагогический университет имени Герцена. — Моя дочка, когда поступала в первый класс, просила меня не говорить на цыганском языке, чтобы в школе ее не обзывали. Я считаю, что своей нации не нужно бояться. Конечно, кто-то мог пойти не по той дороге, но это не значит, что все цыгане плохие. Через какое-то время моя дочка рассказала, что в школе ее зауважали, а потом стали удивляться, почему она не исполняла цыганский танец". "Не надо на цыган клеить клеймо, что все воры и неучи. Если один совершил ошибку, все не виноваты", — добавила Зинаида Матусевич.

Кроме этого, цыгане пожаловались на отсутствие поддержки городских властей в организации Центра цыганской культуры. Сейчас центр располагается в квартире бывшего руководителя организации Тамары Орловой и содержится за счет энтузиастов: в частности, проводятся выставки, концерты и религиозные праздники. В планах у представителей общины создание цыганского театра, на который сейчас не хватает финансирования. Между тем участники круглого стола отметили, что за финансовой и организационной помощью в комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики не обращались.

Еще одна просьба цыган к властям — построить в городе ипподром. "Испокон веков цыгане держат лошадей и занимаются ими — это у нас в крови, это национальная черта. Жалко, что в Санкт-Петербурге, городе мирового значения и культуры, нет ипподрома. Хотелось бы, чтобы власть услышала наш призыв: ипподром должен быть. Дело в том, что город очень выгодно располагается: к нам будут ездить финны, шведы, норвежцы и немцы", — подчеркнул конезаводчик Николай Болстрен, чьи лошади неоднократно завоевывали призы на Кубке России.

Между тем собравшиеся попытались опровергнуть несколько стереотипов о своем народе. "Раньше гадание было важным цыганским ремеслом, одним из немногих способов выживания. Это пришло из Византии — цыгане научились гадать у волхвов и предсказателей. Но в наше время это отходит в прошлое: родители не приветствуют, чтобы дети занимались нехорошим бизнесом", — сказала Зинаида Матусевич. Также цыгане заверили, что у русской группы народа сейчас не распространены браки среди детей: девушки выходят замуж только тогда, когда им исполнится 18 лет.

Однако в чем цыганам не нужно было разуверять журналистов, так это в своей любви к песня и танцам. Как рассказала Александра Ильинская, первый профессиональный цыганский хор в России появился еще в 1774 году — им руководил гитарист Илья Соколов, семиструнная гитара которого вошла в историю как "соколовская". Хор выступал в Петербурге и Москве, ездил за границу. В коллективе пели более 70 цыган. Последователи Соколова создали еще не один ансамбль — последний был организован в 1903 году Василием Пономаревым. Из-за революционных событий хоры прекратили свое существование.

Среди цыганских певиц были и настоящие звезды. Так, слава Степаниды Орловой во время Отечественной войны 1812 года дошла до Наполеона, а в честь Татьяны Демьяновой поэты сочиняли стихи. Очень любил проводить время в ее обществе Александр Пушкин, специально приезжавший послушать певицу.

Существовали хоры и в советское время. Так, в 1953 году, когда советская власть запретила кочевать, снова стали собираться музыкальные коллективы. "Мой дедушка в Волховстрое собрал всех цыган, чтобы не кочевали и не воровали. Он говорил: если не умеете писать, то пойте или танцуйте. Коллектив доходил до 150 человек. Ансамбль держался 20 лет. Я пошла по этой стезе и продолжаю род в сценической сфере", — отметила Александра Ильинская.

Закончился круглый стол танцами, романсами и песнями. Их исполнила фольклорная цыганская группа "Династия Ромэн".

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!