ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Трагедия в метро: что делать и кто виноват?

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/metro_16_07_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

metro 2

Когда чрезвычайное происшествие влечет за собой человеческие жертвы — это уже не авария, а катастрофа. ЧП в московском метро — ужасная трагедия, после которой оргвыводы неизбежны. Другой вопрос — на что их направить: только на рубку голов виноватых или еще и на создание эффективного алгоритма преодоления последствий и предотвращения новых ЧП.

 

15 июля в 8:40 утра в туннеле московской подземки между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы" сошли с рельсов три вагона. По одной из версий, это произошло из-за резкого падения напряжения на контактном рельсе: впрочем, позднее эту вероятность отвергли. По другой версии, авария произошла из-за экстренного торможения. Но и эта причина едва ли может быть правдоподобной, так как машинист экстренно тормозит как раз когда нештатная ситуация уже возникла. Возможно, поезд столкнулся с каким-то препятствием или же отказало крепление узла колесной тележки, допускают эксперты.

{gallery}TXTS/2014/metro_16_07_14{/gallery}

Головной вагон был сильно деформирован. Для того чтобы эвакуировать пассажиров, спасателям пришлось использовать гидравлические инструменты. По их свидетельствам, у пассажиров был шок, но не паника.

По последним данным Департамента здравоохранения Москвы, в результате трагедии 21 человек погиб, 136 госпитализировано. Еще три человека находятся в крайне тяжелом состоянии.

Примерно к полудню эвакуация пассажиров была завершена. Для перевозки раненых были задействованы не только машины "Скорой помощи", но и вертолеты медицинской службы. Чтобы организовать перевозку пассажиров по маршруту закрытых станций "синей" ветки метро, в срочном порядке мобилизовали практически весь автотранспортный резерв. Более 70 автобусов и семь таксомоторных компаний бесплатно работали в районе ЧП, сообщили в пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, в свою очередь, заверил, что ведомство делает все возможное, чтобы помочь пассажирам, которые попали в аварию.

Одним из первых, вскоре после спасателей, в подземку спустился мэр Москвы Сергей Собянин, который — и здесь надо отдать ему должное — всегда приезжает на место ЧП в столице лично, не боясь "плохого пиара", чтобы употребить нужный админресурс для помощи тем, кто в ней срочно нуждается.

Мэр поручил специальным службам как можно оперативнее организовать эвакуацию пассажиров, а пострадавших — доставить в больницы. Градоначальник также заявил, что власти Москвы выплатят родственникам погибших в аварии в метро по 1 млн рублей. И подчеркнул, что необходимо немедленно организовать расследование происшествия и выяснить причину аварии.

"Расследование" и "выяснение", безусловно, необходимы. Причем, позволим себе заметить, техническое расследование под руководством специалистов даже важнее, чем уголовное под предводительством следователей. Второе всегда берет на мушку конкретных виновных, чем создает громкий публичный эффект. Все требуют — в блогах, соцсетях и прочих информационных ресурсах, — немедленной и прилюдной рубки голов, но быстро забывают о "скучном": кропотливой работе по поиску причин и их устранению. Это, конечно, уже не так интересно. "Следствие" же на уровне технических специалистов должно как раз сделать две не сильно увлекательные вещи: выявить слабые звенья системы и прописать "идеальный" алгоритм посткатастрофной работы различных служб. Банально, но не поспоришь: непростительна не сама авария, а не извлечь из нее пусть крайне дорогой, но урок.

Об этом же рассказал сегодня журналистам и лондонский эксперт по безопасности метро из Rail Gazzette Крис Джексон. "У нас в Лондоне тоже были аварии в метро более 10 лет назад: одна — из-за дефекта путей, другая из-за выпадения на пути деталей поезда. К счастью, жертв не было. Но надо понимать: чем старше метро, тем, увы, неизбежнее аварии. У нас оно старейшее, у вас тоже довольно старое. И это система, где все учатся друг у друга. И тем, кто строит новое метро, повезло больше, так как они учатся уже на ошибках предшественников".

Не секрет, что техногенные катастрофы нарастают по мере увеличения и усложнения инфраструктуры: она действительно как бы учится у себя самой. Достаточно вспомнить недавние громкие катастрофы в городах, которые славятся высокой технологичностью своего транспорта.

Так, 10 января 2013 года в Нью-Йорке высокоскоростной пригородный паром врезался в пристань возле Уолл-стрит в утренний "час пик". Пострадали 85 человек. 24 июля 2013 года, опять же в "час пик", теперь вечерний, произошло крушение поезда в столице испанского автономного сообщества Галисия. Высокоскоростной поезд Alvia (Мадрид — Ферроль) подъезжал к станции Сантьяго-де-Компостела и был от нее в 3-4 километрах, когда все 8 вагонов поезда сошли с рельсов и перевернулись, после чего в некоторых из них начался пожар. Из 222 человек, находившихся в поезде (218 пассажиров и 4 члена бригады) 80 человек погибли и более 140 получили ранения. И уже в этом году, 10 марта, поезд сошел с рельсов в метрополитене Бостона, штат Массачусетс, на участке между станциями "Кенмор" и "Фэнуэй". Пострадали более десяти человек. Причем состав был всего из двух вагонов: первый сошел с рельсов, после чего врезался в стену туннеля. А спустя две недели — опять сход с рельсов, но уже в Чикагском метро, на станции "О'Хара": пострадали тридцать человек. Поезд, сойдя с рельсов, вылетел на платформу и "долетел" аж до эскалатора.

У таких катастроф набор причин, на первый взгляд, ограничен, но каждый раз тот самый роковой фактор оказывается совершенно непредсказуемым. К примеру, катастрофа испанского скоростного поезда произошла из-за двукратного превышения скорости машинистом на криволинейном участке пути. Машинист был опытным, он и раньше превышал скорость в этом месте и был уверен, что справится — а вот поди ж ты...

Невероятность, абсурдность причин техногенных катастроф — верный признак галопирующего технического насыщения, отмечают многие эксперты. На самом деле, здесь работает статистика – чем больше потребность мегаполиса в скорости и качестве передвижения, чем больше технически сложных систем, тем выше скорости их работы — тем больше вероятность ЧП.

Кстати, с точки зрения статистики, Московский метрополитен — один из лучших по коэффициенту надежности. Перевозя почти 2,4 млрд пассажиров ежегодно, он имеет 1 сбой на 10 млн пассажиров. Для сравнения: метро Нью-Йорка перевозит 1,7 млрд пассажиров в год и имеет 3 сбоя на 10 млн пассажиров. Лондонское метро обслуживает и того меньше — около 1,1 млрд и имеет 9 сбоев на 10 млн пассажиров. Но и там, хотя личную ответственность должностных лиц никто не отменял, прежде всего, смотрят на то, какие выводы сделал чиновник из происшествия, как организовал ликвидацию последствий и какие конкретные меры принял. Что стоит требовать нам: поголовного увольнения ответственных и поиска новых с меньшим опытом или же их серьезной работы над ошибками с подробным отчетом перед обществом и городской исполнительной властью?

Что нам надо? Совершенствовать медицину катастроф, отрабатывать взаимодействие городских служб во время ЧП, учиться экстренно перенаправлять автотранспортные потоки по новой схеме для беспрепятственного доступа врачей и спасателей к месту подземной аварии (какого размера штраф должен быть для тех, кто продолжает парковаться прямо у вестибюлей метро?!)

И наконец, — пора вспомнить о навыках самопомощи. Во времена СССР каждый школьник знал, как оказать первую помощь пострадавшему. В США и сегодня служба 911 учит: в первые 10 минут вы обязаны уметь помочь себе и другим пострадавшим самостоятельно. У нас же сегодня большая часть граждан может разве что беспомощно наблюдать за теми, кто так нуждается в спасении. И еще — снимать на мобильный телефон...

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!