НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

С чего начинается Родина?

09 Июня 2011 г.

alt

Занимаясь ежедневно преподавательским трудом в вузе, я столкнулась с тем, что наша молодёжь и некоторые люди среднего поколения не имеют ничего общего с истинным патриотизмом, не знают истории родного государства. А ведь патриотизм – это то, что не купишь ни за какие деньги, его можно только воспитывать из поколения в поколение в системе ценностей: человек – семья – общество – государство. Мне на занятиях встречались и такие студенты, которые, отучившись в средней школе, не имели понятия о государственной символике, гимне, территориальных границах нашей страны. И что любопытно, кое-кто из них мечтал эмигрировать в США, Канаду, Австралию, европейские страны, наивно полагая, что их там ждут. Они были уверены в том, что любое государство им должно, и для выживания в этом мире не надо прикладывать никаких особых усилий: налицо отсутствие зрелой гражданской позиции.

 

В амфитеатре присутствуют порядка 150 студентов-заочников. Контингент разнообразный: есть совсем юные, вчерашние школьники; есть те, что после армии: сидят особняком, мало отвечают, больше слушают. А вот «старички», кому за 40, навёрстывают упущенное, активно работая на занятиях. Задаю вопрос:

– Вы любите свою Родину?

– А за что её любить? – отвечают, не задумываясь, студенты. – О нас никто не заботится, депутаты наверху всё сами решают, нас не спрашивают.

– А голосовать на выборах пробовали? – не унимаюсь я.

– А зачем, всё уже без нас решено, наши голоса ничего не изменят. Уезжать надо отсюда, здесь сплошная коррупция и произвол. У России нет будущего, а значит, нет будущего ни для нас, ни для наших детей, – уныло завершают студенты.

Рассказываю им о царской России, о революциях 1905 и 1917 гг., потом о войнах, в том числе и о «холодной», о Советском Союзе, перестройке, распаде СССР. И всё это в контексте изменения территориальных рамок, экономических платформ (смена форм собственности), смены политических режимов, культурных норм и ценностей. Сравниваю с человеческим организмом. Объясняю, что на медицинском языке наша Родина перенесла только за последний XX век несколько клинических смертей, ампутаций, пластических операций, переболела гриппом, ангиной, воспалением лёгких, заражением крови, скарлатиной, чумой, ветрянкой, аппендицитом, и у неё практически нет иммунитета к инородным внедрениям…

– Так вот, – продолжаю я. – То, что наша Россия ещё жива и дышит, наша с вами заслуга. И её будущее зависит только от вас. На этой земле вы растите своих детей, так может, стоит и вам приложить усилия для возрождения нашей Родины?

– Стоит, только что мы можем сделать?

В голосах студентов теперь звучит надежда. Меня это радует, значит, ещё не всё потеряно.

Именно такие беседы подтолкнули меня более серьёзно взглянуть на проблему воспитания патриотизма. Ведь в основе образования лежит, прежде всего, воспитание. Считаю недопустимой наметившуюся тенденцию к уменьшению часов преподавания (особенно семинарских занятий) и изъятию из учебного плана таких предметов, как история России (Отечества), культурология, политология, социология, история и теория религий, русский язык и культура речи из Программы российского государственного высшего образования. Этими действиями намеренно снижается качество обучения специалистов, а для государства – теряется шанс воспитать из них граждан своей страны! Гуманитарные дисциплины – это не только кладезь мудрости, богатый опыт исторического, культурного, духовного, политического и социального развития человечества, но и возможность посеять семена любви и уважения к своему Отечеству на базе реальных научных знаний, а не только феерических чувств.

Для меня подобные действия равносильны предательству национальных интересов страны. И когда высокопоставленные администраторы от высшего образования говорят, что кроме философии все гуманитарные предметы из программы обучения вузов будут исключены, то законно возникает вопрос: а кому выгодно, чтобы специалисты с высшим образованием были ограничены рамками познания только специальных дисциплин? Кому выгодно, чтобы они не были полноценными гражданами своей страны, не понимали законов общественного развития, не были приближены к культурным общемировым ценностям, не знали основ духовной жизни и морали, были политически безграмотной, социально ограниченной и аморфной массой?

Вот наглядный пример с семинара по культурологии. Изучаем нравственные ценности человека. Спрашиваю, какие нравственные ценности знают студенты, а затем пишу их на доске. Начинаем разбирать: любовь путают с сексом; честь, совесть и достоинство – анахронизм для нашей молодежи! Удивительно, но все хотят, чтобы их любили искренне, не за деньги или какие-то особые заслуги. Никто не хочет испытывать боли предательства, желают, чтобы с ними поступали по-честному, не обманывали, уважали. А теперь взглянем на этих же студентов на перемене. Смотрите, как они друг с другом общаются: ругаются матом, хамят, громко и вульгарно смеются, курят, и тут же плюют на пол. И девушки здесь далеко не на последнем месте. И это – золотая молодёжь – будущее России! Но кто же нашим детям должен прививать нравственные устои, эти элементарные, но вечные истины? Кто должен им объяснять, что человек человеку не волк, а брат, что все мировые религии в один голос твердят о милосердии, добре, уважении, терпимости, ответственности за свои слова и поступки, о воспитании детей в нравственности и добропорядочности, кто должен их научить отличать хорошее от плохого? Кто? Конечно же, в первую очередь, родители, затем школа, средние и высшие учебные заведения. Шаг за шагом, знание к знанию у ребят сложится правильное мировоззрение.

Сегодня у молодого поколения имеется одна особенность: ищут лёгких путей. Даже сленг такой появился. Перед сессией студенты кричат в форточку «Халява, ловись!» К преподавателю они приходят не «сдавать», а «поставить». Но кто виновен в том, что образовался такой порочный круг? Увеличение учебной нагрузки сказывается на физических силах преподавателя, а унизительно низкая зарплата порождает взяточничество. Над повышением зарплаты преподавателям вуза надо бы задуматься государственным органам образования, потому что все мы граждане одной страны. А образование сегодня является стратегической точкой отсчёта для многих государств мира.

Не так давно побывала в США. Страна как страна, но впечатляют масштабы гражданского общества, патриотизм, причём зрелый, осознанный, который воспитывается и в семье, и в школе, и в высших учебных заведениях. Везде, где только можно, государственная символика. Флаг обязателен у каждого дома, и что меня особенно поразило, даже на кладбищах. Попробуй-ка кто-нибудь из наших соотечественников водрузить государственный флаг России на своём участке, крыше дома или на кладбище, точно сочтут сумасшедшим! Хотя за последнее время к празднику 9 Мая всё как-то преображается, люди прикрепляют георгиевские ленточки – это замечательная тенденция для сплочения нас как единого народа.

Американцы с гордостью говорят о своей стране и считают великим счастьем, что живут там. Поразили меня музеи и их огромное количество. Каждое, мало-мальски значимое событие торжественно обставляется, строятся отдельные здания, хорошо оснащаются технически. И это в стране, как мы считаем, практически, без истории! А что мы делаем со своей культурой и историей? Российские музеи и библиотеки часто располагаются в аварийных помещениях или подвалах, существуют на грани закрытия, без нормального финансирования, люди там работают за крошечную, просто неприличную зарплату, и никому нет до этого дела.

Мы проехали 11 штатов автобусным туром. Меня удивило отсутствие курящих и свободно выпивающих людей, вернее, их полное отсутствие. В автобусах и в других местах общественного пользования нигде даже намёка не было на пиво или табак. А в штате Колорадо, например, вообще полный запрет на курение. Штраф исчисляется 1200 долларами или тюрьмой. Зато, как только мы сошли с трапа самолёта на родную землю, тут же появились клубы дыма, спокойно выпивающие молодчики в международном аэропорту. Причём место для курящих и некурящих не отделяет даже перегородка, нет там и кондиционера, и весь дым плавно перетекает из одного конца помещения в другой. А милиция делает вид, что ничего не происходит и закон не нарушается.

По телевизору в США я не видела ни одной пошлой или недостойной рекламы, грязного боевика, открытых постельных сцен до 24 часов ночи, есть там и специальные ограничители для детского возраста. Алкоголь и курение разрешено только с 21 года и, надо сказать, не приветствуется. Почему же они у себя пропагандируют здоровый во всех отношениях образ жизни, а нам навязывается противоположный взгляд? Мы с жадностью хватаем ложный «образец демократии и свободы». А он нам нужен? Я поняла одно: то, что мы видим по телевизору, во многом не совпадает с тем, что там есть на самом деле. Западные страны многое положительное переняли у Советского Союза, а мы всё опять разрушили. У них действительно есть чему поучиться – уважению и приумножению своей культуры, стремлению к здоровому образу жизни, воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

Служить в американской армии считается почётным, многие парни стремятся попасть туда. И дело даже не в высокой оплате и хороших условиях. У них всё исчисляется национальным интересом. А вот пример того, как мы поддерживаем свои национальные интересы. Некоторое время назад я вела экскурсию по музею Боевой славы. С гордостью рассказывала о том, какие подвиги совершили наши преподаватели и студенты и что многие из них пошли на войну добровольцами. Уловила недоумевающие взгляды, а затем была реплика:

– Вот дураки, добровольцами, мы бы никогда не пошли!

– Вот тебе и раз! А у вас есть родственники, отцы, матери, сёстры, любимые?

– Есть, ну и что? Они не хотели бы, что бы мы погибли.

– А кто же их будет защищать, когда вы будете прятаться?!

Эта сцена меня просто поразила. Мы сегодня не воспитываем защитников Отечества, настоящих мужчин. Мы воспитываем женоподобных, изнеженных и всего боящихся мальчиков. Они не хотят служить в армии из-за того, что там плохие условия, им дорога только их собственная жизнь.

Был приведён пример перехода армии под руководством А. В. Суворова через Альпы, блестящая победа русской армии. У тех солдат особых условий-то и не было, но было главное – любовь к своему Отечеству.

Считаю, что проблема воспитания чревата для нашего общества глубочайшим кризисом. И её необходимо решать сообща, задействуя не только институты семьи и образования, но и власти, и политики. Гражданскую позицию необходимо воспитывать с раннего детства, ребёнок должен быть окружён атмосферой любви и заботы не только общества, но и государства. Точно также важно воспитывать человека культурного, иначе через пару десятилетий мы окажемся в такой яме разврата, матерщины, пьянства и безнаказанности, что исправить положение не удастся никакими средствами, даже большими деньгами. То, что сегодня идёт стойкая деградация населения России, очевидно каждому. Нам, преподавателям, это особенно видно. В воспитании подрастающего поколения должна быть чёткая система, подконтрольная государству. Социальный институт, от которого больше всего зависит полноценное воспитание российских граждан – это институт национального образования: от детского сада и до вуза. И эту нить прерывать нельзя! Происходит переосмысление старых позиций в связи с получением нового социального опыта. А если к опыту добавлять знания, то воспитанный в таких условиях человек будет обладать зрелой, осмысленной гражданской позицией. И такой человек никогда не скажет при ответе на вопрос:

– Любите ли вы свою Родину?

– А за что её любить?

  • Расскажите об этом своим друзьям!