Российский авиапром: в ожидании «Суперджетов» и МС-21 |
Евгений Гайва, rg.ru |
25 Октября 2022 г. |
Российский авиапром начнет с 2024 года серийный выпуск «Суперджетов», в которых заменили на отечественные около 40 импортных компонентов. Об этом рассказал в интервью заместитель председателя правительства — министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Импортозамещение идет и в автопроме. Заводы получают льготные кредиты для выпуска деталей. Денис Валентинович, когда начнется серийное производство SSJ-100 New с российским двигателем? Денис Мантуров: Сейчас в Комсомольском филиале корпорации «Иркут» идет сборка пяти первых фюзеляжей SSJ New, они находятся в разной степени готовности. Опытный образец, которому предстоит совершить первый полет в 2023 году, сейчас уже начали оснащать системами и агрегатами российского производства. Еще один планер доставлен в ЦАГИ для проведения наземных испытаний. Серийные поставки самолета смогут начаться сразу после получения сертификата. Соответственно, уже на конец 2023 года мы планируем передачу первых двух машин. А с 2024 года проект выйдет на запланированные мощности — 20 машин в год. Хочу особо отметить, что это не просто ремоторизация на отечественный двигатель — речь идет о создании фактически новой машины, на ней будут заменены около 40 импортных систем и агрегатов. В этой работе задействована большая кооперация — предприятия, входящие в ОДК, КРЭТ, «Технодинамику» и многие другие. Очень важно, чтобы она сработала слаженно и все поставщики выполнили стоящие перед ними задачи. По планам правительства, до 2030 года в России будет построена тысяча отечественных самолетов. Это реально? Денис Мантуров: Объемы выпуска будут наращиваться постепенно. По SSJ New мы начнем с 20 штук в 2024–2025 годах и далее будем смотреть на потребности рынка и возможности предприятий по наращиванию производства. По самолету МС-21 начнем с 6 машин в 2024 году с постепенным выходом на 72 самолета в год. МС-21 — второй продукт нового поколения. Понимая, что он по всем показателям не уступает «одноклассникам», изначально планировалось, что проектная мощность составит 72 самолета в год. Сегодня эти планы сохраняются, и перед нами открываются новые возможности. Спрос на отечественные самолеты будет только расти с постепенным выбытием иностранных бортов из парка наших авиакомпаний. Таким образом, появился не только высококлассный продукт, но и рыночная ниша для него. Безусловно, тысяча самолетов к 2030 году — это серьезная задача. Чтобы выполнить ее, предстоит провести большую работу по расширению производственных мощностей и нарастить объемы комплектующих изделий. У нас есть для этого база? Денис Мантуров: Государство уже поддержало отрасль, понимая стратегическую важность гражданского самолетостроения. Поэтому появились проекты нового поколения, в полной мере отвечающие всем мировым стандартам по экономике, экологии, эргономике и эксплуатационным характеристикам. Наши специалисты справятся? Денис Мантуров: Отмечу уникальность наших специалистов авиационной отрасли — инженеров, технологов, высококвалифицированных рабочих. Системная поддержка государства, реализация масштабных прорывных проектов и создание хороших условий труда в отрасли сформировали необходимую кадровую базу. Могу твердо сказать, что у нас появилось новое поколение профессионалов, способных работать в цифровой среде, с электронной документацией, на станках с ЧПУ, на основе философии и передовых стандартов бережливого производства. Сейчас нам нужно не просто сохранить имеющийся кадровый потенциал, но и приумножить его. Отрасли нужно большое количество специалистов, чтобы выполнить масштабную задачу, поставленную на государственном уровне, поэтому наши молодые перспективные ребята, которые мечтают принять участие в уникальных по масштабу и важных для страны проектах, могут быть уверены, что их знания и умения точно будут востребованы на авиастроительных предприятиях. Периодически сообщали о нехватке деталей на АвтоВАЗе. Сейчас есть сложности? Как решаются эти вопросы? Денис Мантуров: На ежедневном контроле у менеджмента АвтоВАЗа сейчас от 100 до 300 позиций компонентов, находящихся в разной степени риска. Их наличие постоянно мониторят, чтобы не допустить перебоев в работе конвейеров. Одновременно по таким позициям идет активная работа по локализации. Сроки ее завершения зависят от сложности конкретного узла, инвестиционной емкости проекта по локализации, объемов рынка, обеспечивающих экономическую рентабельность реализации проекта, и других факторов. Государство помогает российским автопроизводителям, в том числе внедряя новые инструменты поддержки. Например, в 2022 году Минпромторгом России совместно с Фондом развития промышленности (ФРП) запущена программа «Автокомпоненты». Российские производители могут получить льготные займы на 10 лет по ставке 1% годовых для реализации проектов по созданию серийных производств узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и специализированной техники. На сегодняшний день четыре займа на общую сумму 15,4 млрд рублей уже одобрены. Например, ФРП уже предоставил ПАО «Автодизель» заем в размере 2 млрд рублей на производство двигателей для коммерческого транспорта. Они устанавливаются на автомобильную и тракторную технику. После выхода на проектную мощность предприятие планирует выпускать до 7 тысяч двигателей в год, что существенно снизит зависимость от импортных поставок. Это лишь один из примеров. Программа вызывает большой интерес у автопроизводителей и набирает обороты. Новые обращения поступают каждую неделю, сейчас в работе ФРП еще более 30 заявок на льготные займы по этому направлению. В июле минпромторг возобновил программу льготного кредитования на покупку российских автомобилей. Сколько автомобилей приобрели по программе? Денис Мантуров: На начало октября в рамках программы льготного автокредитования реализовано около 22 тысяч автомобилей, объем предоставленных скидок составил около 4,1 млрд рублей. В целом бюджет программы льготного автокредитования в 2022 году составляет 9,7 млрд рублей. Когда льготное автокредитование распространится на водородный транспорт? Денис Мантуров: В рамках государственных программ льготного лизинга и автокредитования уже реализована поддержка электрического транспорта. Учитывая актуальность использования водорода в качестве топлива на транспорте, думаю, что и этот вопрос будет прорабатываться. Но сроки реализации инициативы будут зависеть от наличия на рынке локализованных продуктов, готовых к серийному производству. Когда в России возможно производство серийного транспорта на водороде? Денис Мантуров: Мы считаем важным применение альтернативных видов топлива на транспорте, в том числе водорода, и оказываем поддержку отечественным предприятиям в развитии соответствующего направления. За счет системной меры поддержки КамАЗ создал опытный образец электробуса на водородном топливе. В этом году ожидается начало испытаний опытного образца водородного электробуса «КАМАЗ» на улицах Москвы в реальных условиях. Уже в 2023 году запланирована передача первых 5 водородных электробусов для эксплуатации на маршрутах столицы. На некоторые товары введение маркировки отложено. Почему? Планируется ли дать отсрочку еще каким-то товарам? Денис Мантуров: Из-за санкционного давления на бизнес обязательные требования по маркировке, планируемые к запуску после 1 марта 2022 года, были перенесены. Эта льгота была предложена для наиболее социально значимых товарных групп: молочная продукция и упакованная вода (при этом требования, действующие на 1 марта 2022 года, сохраняются). Кроме того, по инициативе минпромторга для поддержки бизнеса были продлены эксперименты по пиву, БАДам и антисептикам на полгода, до 1 марта 2023 года. Отсрочек по другим товарным группам на сегодняшний день не планируется. Дальнейшие решения будут приниматься индивидуально по каждому случаю в зависимости от экономической ситуации. Напомню, что система маркировки последовательно интегрируется с информационными системами других ведомств, в том числе тех, в которых уже прослеживается сырье для производства готовой продукции, например, «Меркурий» для молочной продукции, Роснедра для воды и ЕГАИС для лекарств, парфюмерной продукции и в последующем пива. Это позволяет получать подтверждение, что на полки в магазины попадает товар, для производства которого было использовано соответствующее требованиям качества и безопасности сырье. За счет такой интеграции из реестров контрольных ведомств в систему маркировки «подтягивается» вся разрешительная документация на маркированную продукцию, то есть сертификаты, декларации соответствия, свидетельства о госрегистрации и др. Таким образом, потребитель (через мобильное приложение «Честный знак») также может удостовериться, что приобретаемые им товары — качественные и безопасные. А что это дает покупателям? Денис Мантуров: За счет полной прослеживаемости товаров в системе маркировки создается их «цифровой след» с момента их появления в обороте до выбытия на кассе. Это позволяет потребителям в случае сомнения в качестве товара подать через мобильное приложение жалобу в уполномоченные контрольные органы по конкретной единице продукции, а сотрудникам контрольно-надзорных органов — увидеть и адресно проверить, каким хозяйствующим субъектом допущено то или иное нарушение. Таким образом, рынок постепенно очищается от нелегальной и некачественной продукции. Ключевой вопросНекоторые регионы уже объявили о завершении частичной мобилизации. Получается ли обеспечить стабильное функционирование отраслей и ключевых предприятий в условиях частичной мобилизации? Сохраняются ли на производствах квалифицированные кадры? Денис Мантуров: Сегодня одинаково важно и выполнить задачи частичной мобилизации, и не допустить закрытия предприятий. Если говорить об организациях «гражданских отраслей», то здесь основная работа по предоставлению отсрочек от призыва проводится под руководством Межведомственной комиссии по бронированию. Напомню, что эта комиссия — не новый, а постоянно действующий орган, работа которого после объявления частичной мобилизации, конечно, стала намного интенсивней. В комиссии принимает участие представитель Генерального штаба, таким образом обеспечивается соблюдение баланса обеспечения работы экономики и выполнения задач по мобилизации. Работа организована и ведется в соответствии с Перечнем категорий работников организаций, в отношении которых может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации. Такой перечень разрабатывается и утверждается МВК, систематически актуализируется и доводится до отраслевых министерств и ведомств, до Генерального штаба, а также региональных и муниципальных властей для организации необходимой работы на местах во взаимодействии с военными комиссариатами. В обновленную его версию сейчас входят порядка 7,5 тысячи должностей и профессий. Бронированию подлежат работники тех организаций, которые соответствуют одному или нескольким из следующих критериев: имеют мобилизационное задание, выполняют работы по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время или ведут подготовку граждан по военно-учетным специальностям. Помимо актуализации перечня, о котором я говорил, межведомственная комиссия также отвечает за «разбор» исключительных случаев индивидуального бронирования граждан: когда должность и профессия работника не входят в утвержденный перечень, но его нахождение на рабочем месте имеет критическое значение, решение по нему принимается коллегиально. Если говорить про предприятия ОПК, то мы в своей работе руководствуемся Указом президента о частичной мобилизации и утвержденными правительством правилами предоставления отсрочки, эти документы определяют круг организаций, которым предоставляется отсрочка, категории работников и порядок предоставления отсрочки. Подчеркну, что отсрочка распространяется на руководителей, специалистов и рабочих, которые работают в организациях ОПК и участвуют в выполнении заданий ГОЗ. Исходя из этих двух условий мы организовали работу по уточнению сводного реестра организаций ОПК и формированию на его основе перечня организаций, работникам которых предоставляется право на отсрочку от призыва по мобилизации. На нашем сайте читайте также:
|
|