НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Равнодушие к умершим - это всегда равнодушие и к живым тоже

22 Июня 2015 г.

svecha

По разным причинам пишет журналист: иногда, чтобы просто денег заработать, иногда - надеясь, что после его публикации произойдут какие-нибудь изменения, иногда - чтобы привлечь внимание к проблеме, а порой читатель и не понимает, зачем это все написано... Пишет "Российская Газета".

Но бывает и так: понимаешь, что ничего после публикации не изменится, и более того - кто-то сочтет тебя морализатором. Но хочется выйти на площадь и крикнуть. Просто крикнуть. Потому что нет больше сил.

Как так получилось, что в нашей высокодуховной стране, подарившей миру великое искусство и литературу, мы совсем перестали уважать смерть? Как так вышло, что к смерти мы относимся просто как к еще одному событию жизни? Ощущение такое, что бес смерти победил ангела смерти и начал нас кружить.

И кружит по хорошо известному кругу: любопытство, пиар, ерничество... Что женитьба звезды, что развод, что смерть - повод для любопытства, пиара и ерничества. И более ни для чего.

Мы создали такой мир, в котором человек, рассуждающий серьезно, смотрится едва ли не идиотом. Зато ёрник выглядит прикольно, а значит, современно. Человек, говорящий серьезно, грузит. А грузить плохо - надо передвигаться по жизни легко, чтобы любой ветер мог тебя поднять и понести куда-нибудь.

Умерла эстрадная певица. В сорок лет. Умерла от страшной болезни, которую не смогла победить. У нее остался двухлетний ребенок, он пока не понимает, что мамы нет.

Смерть - повод для любопытства, или для того, чтобы задуматься о самом себе, о своей жизни? Смерть - повод для того, чтобы писать хамство об умершей, обсуждать, хороша она была или плоха, или для того, чтобы остановиться, может быть, поплакать и поставить свечу в храме?

Увы, часто мы не уважаем ни свою жизнь, ни чужую. С легкостью невероятной мы готовы обсуждать личные дела и соседа по лестничной площадке, и звезды эстрады. Дневные телевизионные ток-шоу давно приучили нас к мысли, что все мы - участники одного большого партийного собрания, на которое с легкостью необыкновенной можно и даже нужно выносить все человеческие проблемы и боли. Мы - соборная нация, устраиваем свои соборы, чтобы обсудить "важнейшие" для страны проблемы: почему она спит с тем мужчиной, а не с другим, и почему папа не платит деньги на своего ребенка.

Откуда ж в такой ситуации взяться уважению к смерти?

У эстрадной звезды был муж. Один из тех немногих, кто в этой ситуации вел себя по-человечески и по-мужски. Человек потерял любимую женщину, у него на руках остался сын, который будет расти без мамы.

Это нас не волнует. В социальных сетях и даже на страницах вполне уважаемых газет мы будем обсуждать: законный был брак, не законный и почему муж не приехал на прощание. Какое наше дело, люди дорогие?! Мужчина любимую потерял, понимаете? Навсегда потерял женщину, без которой не может жить. И то, что он - телеведущий, вовсе не делает тяжесть потери более легкой, а наше любопытство более оправданным.

Мы - люди или персонажи одной большой гламурной истории? Оно понятно: смерть с гламуром не стыкуется никак, уж больно серьезно. Выход? Да простой: не замечать ее вовсе. Относиться к ней как к информационному поводу со всеми вытекающими.

Люди прощаются со звездой. В фойе большого концертного зала. И звезды прощаются со звездой. У звезд - один вход, служебный. У народа - очередь.

Это не концерт, ребята. Кто и когда придумал, что есть привилегии для тех, кто навсегда прощается с человеком? Этот порядок из года в год идет: люди - в очереди, ВИПы - через служебный вход.

Речь не про жизнь, ребята. Речь про смерть. Она всех уравнивает. Или нет? Почему бы не забежать через служебный вход, попозировать перед фотографами, из-за всех сил делая скорбное лицо, дать интервью телекамерам и побежать давать интервью дальше? Почему нет, если пиар - всему голова?

Смерть - это то, что заставляет остановиться, притормозить жизненную суету, задуматься... Заставляет или должно заставлять? Или уже не должно в нашем мире? Не знаю...

Наши предки, древние славяне, верили, что после смерти все люди попадают в Вырий. Все. Потому что смерть всех уравнивает, перед ней все равны.

Мы живем по иному закону: смерть - это просто событие. Как и болезнь, ей предшествующая. И потому - пожалуйста - можно снимать, как муж возит свою, изменившуюся до неузнаваемости красавицу, в инвалидном кресле, а потом показывать всем желающим.

Уважение к частной жизни? Уважение к смертельной болезни? Уважение к себе самому, наконец, которому не хочется на все это смотреть, потому что это все равно что подглядывать в замочную скважину? Какое уважение? О чем вы, морализатор? Нам ведь любопытно.

Мы не учим своих детей человеческому отношению к смерти. А они видят все наши "пляски на чужих костях". И учатся равнодушию. А равнодушие к умершим - это всегда равнодушие и к живым тоже. По-другому не бывает.

Мы успокаиваем себя тем, что умершая была эстрадной звездой, а в эстрадном мире, мол, свои порядки, сами знаете.

Но перед лицом смерти нет эстрадных и вообще никаких звезд. Есть только люди. И все. Не умеющие уважать чужую смерть не уважают свою жизнь. Не уважают себя. Летят, незагруженные, влекомые ветром любопытства.

...Бывает просто хочется выйти на площадь и крикнуть. Зачем? Ведь ничего от твоего крика не изменится. А затем хотя бы, чтобы другие люди, которые тоже испытывают ту же потребность кричать по тому же поводу, понимали, что они не одни.

  • Расскажите об этом своим друзьям!