Приднестровье ищет место на карте |
17 Апреля 2014 г. |
Верховный совет Приднестровья собирается обратиться к Государственной Думе, Совету Федерации и президенту России, а также лидеру самой непризнанной республики Евгению Шевчуку с просьбой инициировать процедуру признания республики в качестве суверенного и независимого государства с целью последующего его присоединения к России. Сегодня существование Приднестровской Молдавской республики признают непризнанный Нагорный Карабах, а также частично признанные Южная Осетия и Абхазия. Приднестровские депутаты в своем обращении ссылаются на закрепленное в уставе ООН право народа на самоопределение, а также на результаты референдума 2006 года, когда 97% пришедших к урнам граждан непризнанной республики поддержали курс на независимость от Молдавии и дальнейшее присоединение к России. В середине марта, напомним, газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на свои источники, что глава приднестровского Верховного совета Михаил Бурла направил письмо спикеру Государственной Думы Сергею Нарышкину с просьбой предусмотреть в российском законодательстве возможность вхождения Приднестровья в состав Федерации. Правда позже, после реакции Кишинева на сообщение о письме, в Приднестровье поспешили заверить, что оно носило неофициальный характер и было опубликовано без ведома Михаилы Бурлы. 24 марта с призывом признать Приднестровье и принять его в состав России к Владимиру Путину обратился депутат Верховного совета непризнанной республики, один из ближайших соратников президента Шевчука Вячеслав Тобух. Депутат публично заявил, что Приднестровье с юридической точки зрения ничем от Крыма не отличается, а значит вхождение в состав России неизбежно. Надо сказать, что далеко не только в Приднестровье задумались о присоединении к России. У непризнанного государства нет общей границы с Россией, и в обычной ситуации сложно себе представить, каким образом зажатая между Украиной и Молдавией область может стать частью третей страны. Однако присоединение Крыма заставило горячие головы в Москве рисовать карты, на которых частью России являются все регионы юга и востока Украины, от Одессы до Харькова. Если представить, что Одесская область окажется в составе России, то и присоединение Приднестровья уже не будет проблемой — четырехсоткилометровая восточная граница непризнанной республики будут уже не с Украиной, а с Россией. Если Одесская область и правда окажется частью России, то Москва сможет играть намного более заметную роль и в Гагаузии — эта часть Молдавии хоть формально и не выходила из состава страны, но обладает широкой автономией. 2 февраля местные власти даже провели референдум о том, куда ей стоит стремиться — к самоопределению и Таможенному союзу или вместе с Кишиневом в Европейский союз. Большинство граждан, как и ожидалось, высказались за самоопределение и Таможенный союз. Власти Молдавии результаты референдума не признали — однако наличие российские войск в километре от границы может изменить расклад сил. Впрочем, даже если восточная граница Приднестровья будет отделять непризнанную республику не от Украины, а от России, в жизни региона может ничего и не изменится. Пример тому — Южная Осетия и Абхазия. Эти две частично признанные республики отделились в свое время от Грузии и полтора десятка лет существовали в качестве непризнанных государств. Их статус изменился только после российско-грузинской войны 2008 года. Вначале указ о признании существования Абхазии и Южной Осетии подписал президент Медведев, затем аналогичный акт приняли Венесуэла и Никарагуа. Правительства еще нескольких тихоокеанских островов установили дипломатические отношения с новым государствами, но затем отозвали свои решения. С формальной точки зрения сегодня России ничего не мешает принять в свой состав и Абхазию, и Южную Осетию, процедура будет ровно такая же, как с Крымом и Севастополем. И если Абхазия, хотя бы теоретически, может существовать как самостоятельное государство — за счет туризма или промышленности, которая там на сегодняшний день, правда, отсутствует, то Южная Осетия, заблокированная Грузией, выживает только за счет дотаций из российского федерального бюджета. Оправдать присоединение Южной Осетии легко можно воссоединением разделенного народа. Россия, однако, несмотря ни на что, не спешит включать в свой состав закавказские регионы. Москва или не хочет оказаться под прицелом критики западных политиков по поводу еще одного расширения территории страны, или «придерживает» Южною Осетию и Абхазию в несколько подвешенном состоянии для дальнейших переговоров с Тбилиси. Пожалуй, единственная непризнанная республика на территории бывшего Советского Союза, судьба которой напрямую не зависит от России — Нагорный Карабах. Этот регион оказался под контролем Армении в результате вооруженного противостояния Армении и Азербайджана, которое шло с 1988 по 1994 гг. С тех пор существование Нагорного Карабаха признают только другие непризнанные или частично признанные республики, ни один член ООН, даже Армения, дипломатические отношения со Степанакертом не установил. Официальная позиция Еревана заключается в том, что Нагорный Карабах будет признан сразу после того, как это сделает какое-либо другое государство. Пока этого не произошло армянский бюджет поддерживает существование Нагорного Карабаха хоть на каком-то уровне и без официального признания. Впрочем, международное признание совершенно не гарантирует благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Примером тому может служить Западная Сахара, бывшая испанская колония в Африке. Независимость этого государства признают 47 других государств-членов ООН, 29 из них даже имеют послов в этой стране. Западную Сахару упорно изображают на всех картах мира, представитель Западной Сахары даже заседает в Африканском Союзе. Однако такого государства, по факту, не существует — территория страны почти 40 лет назад была аннексирована Марокко. С тех пор Фронт Полисаро, организация, которая часто террористическими методами сражается за независимость страны, контролирует хорошо если десятую часть ее территории — и то, расположенную в пустыне.
|
|