НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

"При редком использовании нецензурная лексика уменьшает болевой шок"

05 Февраля 2015 г.

lingva

3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Незадолго до этого Владимир Путин, выступая в МХТ на вечере, посвященном открытию Года литературы, сказал: «Говорят, для выразительности нужно еще использовать и неформальную лексику. Толстому не нужно было, Чехову тоже, Бунину... Но вам видней, литераторам. Чтобы вам быть ближе к народу, ее и можно допустить, только, по-моему, не в рамках закона». Ко Дню борьбы с ненормативной лексикой корреспондент «Культуры» попыталась разобраться — с чем же, собственно, мы боремся.

Согласно расхожему мифу, русский мат не такой уж и русский — будто бы занесли его татары. Когда ученые слышат эту легенду, начинают ругаться не хуже сапожников. Лингвисты давно доказали общеславянский характер мата. К тому же два основных русских ругательства восходят к праиндоевропейским корням. Какие уж там татары, которые, как известно, никакие не индоевропейцы, а алтайцы...

В общем, наш мат — явление исконно русское и посягать на его «авторство» никто не смеет. К тому же исследователями еще не описан ни один язык, где не встречалось бы сквернословие. Матерятся всюду — такова уж природа человеческой культуры, вернее, антикультуры. Если есть сакральное, должно быть и скабрезное. Мало того, чем религиознее общество, тем больше крепких слов используют его представители — уверен филолог Владимир Жельвис. Например, у древних евреев, известных своей набожностью, нецензурная лексика была распространенной и изощренной, в то время как у жителей Эллады она отличалась удивительной примитивностью. У рьяных католиков ирландцев сквернословие приняло масштабы стихийного бедствия. Шутник Свифт даже предлагал ввести налог на брань, ликвидировав тем самым дефицит в бюджете...

Не отставали от жителей Туманного Альбиона и русские. Это, конечно, нехорошо, но, как мы теперь знаем, свидетельствует о парадоксах характеров. О том догадывался и Достоевский: «Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это бесспорно самый сквернословный народ в целом мире».

Психологи уверяют, мат или обсценная лексика — своеобразный язык экстремальных ситуаций, способствующий эмоциональной разрядке. Не спорят и остальные ученые. Прошедший войну Юрий Лотман утверждал: «Замысловатый, отборный мат <...> чрезвычайно облегчает переживание сверхтяжелых обстоятельств». Ему вторил знаменитый хирург Николай Амосов: «Совсем не ругаться на операциях гораздо труднее для психики». Правда, если на «трехэтажном» разговаривать постоянно, к нему, как к лекарству, вырабатывается привыкание, и терапевтический эффект сходит на нет.

При редком использовании нецензурная лексика уменьшает и болевой шок. Но прибегают к этому далеко не во всех культурах. Например, привилегированные представители народа суахили, даже уронив на ногу кирпич, ни за что не станут материться — сквернословие у них ассоциируется с низким социальным статусом. Зато те, кто не пользуется влиянием, костерят жизнь на чем свет стоит.

Британская элита, в отличие от восточноафриканской, крепкого словца не чурается. В Англии даже есть поговорка: «Матерится, как лорд». То есть лорды у них — как наши сапожники. О пристрастии высшего общества к нецензурной лексике говорит и такой факт: в начале 1980-х принц Чарльз, выступая перед школьниками, выронил листок с речью, после чего из уст наследника престола вырвалась отборная брань. Во всяком случае, так уверяли английские газеты.

Отличались «красноречием» и некоторые русские аристократы. А уж в писательской среде на короткой ноге с матом были многие. Например, Пушкин не отказывал себе в удовольствии разбавить высокий слог нецензурными словами — особенно в письмах. Эти места в собраниях сочинений до сих пор «запикиваются» звездочками. Славился приверженностью к сквернословию Куприн. Бунин вспоминал: «Ругался он виртуозно. Как-то пришел он ко мне. <...> За третьей рюмкой спрашивает: «Дамы-то у тебя приучены?» К ругательству, подразумевается. Отвечаю: «Приучены. Валяй!» Ну и пошел он валять. Соловьем заливается. Гениально ругался. Бесподобно. Талант и тут проявлялся. Самородок. Я ему даже позавидовал».

Другое дело, что таланты эти за пределами дружеского круга не афишировались. А уж использовать матерные слова в качестве междометий не приходило в голову ни одному классику. Услышь Куприн, как ругаются сегодня, упал бы в обморок — от примитивности мышления и скудости словарного запаса.

Тем временем нецензурные выражения — кладезь для исследователей. В первую очередь благодаря своей архаичности. Любой этнограф вам скажет, что мат — наследие дохристианское. В языческую эпоху, в отличие от сегодняшней, им всуе не пользовались. Вовсе не потому, что это язык «неприличный» — таковым он и не считался — а из-за сакральности. Изначально мат — ритуальное сквернословие. Именно из-за ритуальности он был табуированным. Кстати, пережитки тех верований ученые усматривают и в современных строгих запретах на обсценную лексику. Считается, что потеря культовой функции на отношение к матерщине не повлияла.

Ритуальное сквернословие — явление в дописьменных культурах настолько распространенное, что исследователи ему и термин подобрали — эсхрология. Это был непременный компонент обрядов, связанных с плодородием, — например, аграрных или свадебных. Африканские народности бранью сопровождают даже инициации — впрочем, те иногда выступают как составные части ритуалов, направленных на умножение скота и плодов.

Известно, что в древней Греции мат использовался во время празднеств в честь Деметры — богини плодородия. Сквернословили греки и при посеве тмина, ячменя — дабы урожай был богатым. Одной бранью дело не ограничивалось — в ход шло ритуальное заголение. Последнее было распространено и у славян. Еще в середине ХХ века в России сохранялся обычай сеять репу ночью в обнаженном виде. Иногда заголение и брань — выполняющие одну и ту же культовую функцию — соседствовали. Например, в Пермской губернии перед посевом крестьянин раздевался и бил себя по ногам мешком из-под льна, сопровождая это матерщиной. В Полесье использовали только брань — надо было троекратно выругаться и после этого приступать к посеву.

Стоит упомянуть, что пахота и посев понимались как символическое соитие с землей и ее оплодотворение. Она «беременела» и затем «рожала» плоды. Ведь и этимология слова «урожай» восходит к «уродити». Мат в этом случае, по мнению исследователя Бориса Успенского, был лишь языковым выражением этой символики. Матерью в основной формуле русского мата являлась «мать сыра земля», а ее «супругом» выступало небо.

Есть предположения, что ритуальная брань восходит к языческим заклинаниям или молитвам. Во всяком случае, сквернословие в народной традиции имело охранную функцию — такие верования бытовали до недавнего времени. Его использовали при встрече с нечистой силой. Например, чтобы спастись от лешего, надо было как следует выругаться — и тот исчезал. То же самое следовало совершить, увидев черта.

Церковь боролась с обсценной лексикой, словно с заклятым врагом. Матерщина как атрибут языческого мировоззрения и поведения относилась к области бесовщины. В послании к духовенству святителя Петра, митрополита Киевского (XIV век) говорится: «Тако учите родители своих детей измлада, чтобы не навыкли говорити лихих слов; а который не учнет вас слушати, тех от церкви отлучити, а святаго причащения не давати им, ни даров, ни Богородицына хлебца».

Так матерные фразы стали сатанинскими. Подобно языческим богам, что превратились в бесов. Встретив, упаси Боже, последних — прочтите молитву.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!