Праздник Мстислава Ростроповича |
27 Марта 2014 г. |
27 марта стартовала V Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, который продлится до 5 апреля. Его участниками станут крупнейшие оркестры - Российский Национальный под управлением Михаила Плетнева, Филармонический Лондонский, Радио Франции, Штутгартского радио. А первой в программе фестиваля выступит Лондонская "Филармония" под управлением финского дирижера Эсы-Пекки Салонена. Накануне открытия фестиваля корреспондент «Российской газеты» встретилась с художественным руководителем фестиваля Ольгой Ростропович. — В свете последних событий в России и мире столкнулись ли вы с какими-либо проблемами, касающимися приглашения зарубежных музыкантов? Ольга Ростропович: Эти волнения возникали, скорее, лично у меня. К моему великому счастью и гордости, мы не получили ни одного отказа. Разговоров на эту тему не возникало. Скажу больше, один из лучших виолончелистов мира норвежец Трулс Морк две недели назад решил покататься на горных лыжах. Естественно упал, повредил ногу, вывихнул плечо... Он отменил все концерты, в том числе и с Берлинской филармонией, но - не наш фестиваль! Всё это говорит о большой любви и уважении музыкантов к имени моих родителей. — Фестиваль Ростроповича занял совершенно особую нишу, у него своя неповторимая аура. Как это удалось? Ольга Ростропович: Хочу поблагодарить за теплые слова. Видимо, это такая генетическая потребность, которую я получила от своих величайших родителей - все делать по максимуму… Во время подготовки и проведения фестиваля у меня постоянный диалог с папой, я чувствую его присутствие на каждом концерте. Действительно, есть ощущение Праздника, его Дня рождения, и я стараюсь всё делать, так, как, наверное, ему бы понравилось… А это в первую очередь качество. — Что сейчас для вас является особенно важным в международных культурных проектах? Ольга Ростропович: У музыки нет "конфликтов"… Я думаю, она может объединить и победить все. "Музыка начинается там, где кончаются слова". Есть колоссальный исторический опыт, показывающий нам, что где не могут договориться политики, Музыка договаривается обо всем на уровне сердец, духовности и души… Люди иначе смотрят не только на мир, но и друг на друга. Их уже не разуверишь, не разъединишь. — Практически все приглашенные на фестиваль оркестры выступали с Ростроповичем. Какой из концертов отца оставил неизгладимый след в вашей памяти? Ольга Ростропович: Мне сложно говорить о каком-то одном концерте. После всех его выступлений невозможно было оставаться равнодушным. Так или иначе, всегда происходило вовлечение в процесс творческого созидания, того, что происходило на сцене. Но были в моей жизни потрясения. Например, я присутствовала на записи Тройного концерта Бетховена с Рихтером, Ойстрахом, Караяном и папой. Я была совсем юной девочкой, и мне посчастливилось увидеть, как Караян работает "вживую". Это было в Берлине. И еще сильнейшим потрясением был концерт в Танглвуде, в Америке, когда папа должен был играть Концерт Шостаковича с Бостонским симфоническим оркестром и Сейджи Озавой. Где-то за час до выступления папе позвонила его сестра и сказала, что только что ушел из жизни Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Папа попросил Сейджи выйти на сцену и объявить, что Дмитрия Дмитриевича не стало. Сейджи испугался, как возможно объявить такое публике, ведь официального сообщения еще не было. И все-таки он вышел и сказал, что великого композитора не стало… Несколько тысяч людей молча встали. У отца так дрожали руки, что он не мог даже начать играть… Потом зазвучала музыка Шостаковича. Сколько буду жить, никогда этого не забуду. — Что запомнилось из детства, как музыканты общались? Ольга Ростропович: Шостакович часто заходил к нам, играл свои сочинения. Каждый раз это было радостным событием. Вспоминаю, как я девчонкой встречала Дмитрия Дмитриевича. Когда папа опаздывал, мне как старшей дочери (было мне в ту пору 7-8 лет) нужно было открыть дверь, проводить гостя кабинет, вести "светские беседы". И тогда этот величайший гений, сидя в кресле, спрашивал меня, что я сейчас играю и какие мои любимые произведения, интересовался, как идут дела в школе, что говорит педагог… Сейчас я просто не могу себе этого представить! — Он любил детей, умел общаться с ними? Ольга Ростропович: Да, безусловно. Как-то раз на даче он даже защитил меня от рассерженного папы. Отец уехал куда-то по делам, но вдруг вернулся (что-то забыл) и обнаружил, что я, вместо того чтобы заниматься виолончелью, вальяжно развалилась на диване и читаю Мопассана. Реакцию папы описывать не нужно. Я "дунула" с дивана по лестнице на 1 этаж, а папа с моей виолончелью через плечо погнался за мной. Я выбежала из дома и через калитку помчалась к лесу, а там спокойно (в творческих поисках) прогуливался Дмитрий Дмитриевич. Я его схватила и выставила перед собой как щит. Папа был в недовольстве. Он явно проигрывал. А Шостакович, закрывая меня собой, скороговоркой приговаривал: "Славочка, Славочка… успокойтесь, побойтесь Бога…". Пока они с папой общались, меня и след простыл… — На фестивале будет исполнено сочинение Шостаковича - опера "Оранго". Еще в 2006 году к 100-летию Шостаковича идея поставить ее была у Дмитрия Бертмана. Но премьера в концертном варианте состоялась в Америке. Не планируете поставить ее в Центре оперного пения Галины Вишневской? Ольга Ростропович: Многое упирается в финансовые возможности. Я благодарна Правительству Москвы и Министерству культуры, которые помогают мне проводить фестиваль. Но хочу сказать, что нет ничего невозможного. В Центре оперного пения Галины Вишневской есть все, чтобы осуществить эту постановку. — На вашем фестивале постоянно выступают ведущие оркестры мира. Не превращается ли он в фестиваль симфонических оркестров? Ольга Ростропович: Это абсолютно не так. Как правило, с каждым симфоническим оркестром на фестивале выступает выдающийся солист. — О каком исполнителе или коллективе Вы бы хотели сказать несколько слов отдельно? Ольга Ростропович: Как можно выделить кого-то одного? Михаил Васильевич Плетнев - совершенно потрясающий музыкант, а Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр, солисты Александрина Пендачанска, Йен Бостридж, Маттиас Герне?.. Хотела бы все-таки выделить талантливейшего виолончелиста Трулса Морка, который пока практически неизвестен у нас в России. — Почему Фестиваль "кочует" по залам: из Большого - в Зал Чайковского? Ольга Ростропович: Потому что родители выступали и тут, и там. — Что предстоит услышать жителям Оренбурга, ведь фестиваль после Москвы отправится туда? Ольга Ростропович: 23 апреля мы откроем фестиваль в Оренбурге оперой "Борис Годунов", это последняя постановка, которую осуществила Галина Павловна в Центре оперного пения. Далее - Светлановский оркестр с Гинтарасом Ринкявичусом, Сергей Крылов и Давид Герингас. Завершать фестиваль будут стипендиаты Фонда Ростроповича. — Вы росли в удивительной семье. Кому сложнее в такой семье - родителям или детям? Ольга Ростропович: Сказать однозначно невозможно, потому что и тем и другим - нелегко. Извечные проблемы, как и в любой другой семье! После нашего отъезда из СССР, конечно же, было тяжелее родителям. Мы-то, дети, не ощущали всю ответственность, которую родители взяли на себя. Не было денег, квартиры. Нас нужно было везде за собой возить: папа с виолончелью, мама и мы с сестрой… Все это было очень сложно. — 27 марта... Что получал в подарок от дочери Мстислав Леопольдович в этот день? Ольга Ростропович: Когда мы были маленькие, и у нас не было финансовых ресурсов (родители давали нам по 15 копеек на завтрак в школе, а чтобы получить 50, нужно было иметь хорошие отметки!), я лично писала стихи, разучивала новую пьесу или сочиняла, а потом с замиранием сердца исполняла ее отцу. До 1974 года в этот день у нас не закрывалась дверь в квартиру. Это был проходной двор, всё начиналось с самого раннего утра: телефон разрывался, я помню бесконечный поток людей. После 74 года этот день отец всегда проводил на сцене...
Тэги: |
|