НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Пищать от имени искусства

30 Ноября 2015 г.

dancers

Жила-была девушка в Нижнем Тагиле. Училась она в Худграфе (на художественно-графическом факультете) Нижнетагильской педагогической академии. Звали девушку подходяще: Алиса Горшенина. Со временем Алисе прискучила обшарпанная, грязная ограда родного Худграфа, и она ее разрисовала: сперва вокруг входной арки поплыли корявые розовые голые женщины. Они были словно из городской бани, и на них не обратили особого внимания.

Тогда Алиса взяла и разрисовала не менее заляпанные столбы ограды. На них она изобразила таких же корявых и голых, но синюшных женщин и пририсовала им блюдца вокруг голов. А чтобы никто не усомнился, девушка всем рассказывала, что «изобразила именно нимбы, и поэтому они – святые».

Только после этого завхоз Худграфа, который годами не мог изыскать средства, чтобы привести ограду в порядок, нашел банку белил и Горшенину, под угрозой отчисления, заставили своими руками синюшных женщин закрасить – отчего ограда, оставшись в остальном такой же замурзанной, в целом не выиграла.

Зато сразу вслед за этим корявые барышни стали искусством. Алиса Горшенина стала гонимым художником, РФ – репрессивным государством, которое «выдавливает любой независимый арт-активизм из общественной среды». А завхоз сравнялся по значимости с Никитой Хрущевым, ополчившимся на выставку авангардистов. Разумеется, всё это произошло в интерпретации нескольких особенных СМИ – например, радио «Свободы», которое было процитировано выше.

Подобное мы не раз видали и раньше. Когда в минувшую Пасху в Перми уличный художник Александр Жунев нарисовал на стене жилого дома распятого на стальном кресте «Гагарина», с тем, чтоб ликвидировать рисунок, городские власти управились быстро, но бухтенья про реакционность российского общества хватило на какое-то время.

Эта коллизия имеет множество граней, большинство из них присущи не только нашему «репрессивному государству» и «реакционному обществу» и не превозмогаются точечным закрашиванием.

Например, когда в 1994 году мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани и комиссар полиции Уильям Браттон начали войну с уличной преступностью, она подразумевала в том числе повсеместное максимально быстрое удаление граффити и мелкого беспорядка, которые провоцируют людей на ненормативное поведение.

И стена дома в Перми, где появился «Гагарин», и ограда нижнетагильского Худграфа были грязными, уже в какой-то мере размалёванными бессодержательными надписями, и этим словно показывали, что «здесь все можно».

С другой стороны, бывает очень трудно уловить грань между искусством и «бессодержательным» или даже «содержательным» граффити. Умилительная девушка Алиса ходила и рассказывала наблюдателям, что нарисовала именно нимбы, именно святых, а то ведь всякое можно было подумать. Жунев, чтобы граждане не сомневались, записал в соцсети, что нарисовал именно Гагарина и что хотел этим сказать то-то и то-то...

Жанр «комментарии к современному искусству, без которых вы можете понять его неправильно», очень перспективен. Однако ведь и городские власти иной раз рисуют на стенах, да так, что порадоваться этому – сложно, а закрасить – нельзя.

Вот, например, в Киеве на Андреевском спуске прошлой осенью была громадная (во всю боковую стену пятиэтажного дома) женщина в национальном украинском костюме. На лице у нее застыло овечье выражение, вокруг головы витали кольца Сатурна, на одной руке сидел большеголовый ребенок, а другая под весьма странным углом торчала из стилизованного в духе Сальвадора Дали городка, который закрывал женщину почти по грудь.

Этот неимоверный китч был изображен на одной из главных туристических улиц Киева, и что бы вы могли с этим поделать? Но если представить себе, что нечто подобное в своем духе за ночь сделает группа «независимых художников», наутро им может грозить статья «Вандализм», а рисунок будет поспешно закрашен. Вот только затем его с легкостью могут окрестить «искусством».

Вы наверняка замечали, как это происходит. Только что была просто картинка на асфальте – может быть, даже милая картинка, которую нарисовал ребенок, – но тут картинку увидели взрослые, кто-то рассмотрел в ней глубокий символический подтекст, и вот ее уже фотографируют, а фотографии продают.

В одном из эпизодов популярного комического сериала «Дживс и Вустер» неудачливый художник рисует картины, их квалифицируют как мазню и лишь по дружбе соглашаются купить картину за десять долларов. Случайно картину видит известный критик и по некоторым (но отнюдь не связанным с искусством) причинам высказывает свое одобрение. Цена тут же взлетает в тысячу раз, и вот уже художник выставляется в одной из престижных галерей, и никто не выражает сомнений в том, что его работы – искусство.

Несмотря на то, что ситуация изображена гротескно, она узнаваема и вполне реалистична. Вспомним, как в прошлом году в Италии уборщица случайно выбросила инсталляции стоимостью 10 тысяч евро. Она не знала, что это современное искусство.

Получается, искусство – то, что хорошо продается? Не решаясь ответить на этот вопрос утвердительно, укажу все же, что шумиха, поднятая вокруг уличных изображений в Нижнем Тагиле и в Перми, без сомнения, взвинтила их «стоимость», пусть и выраженную не в деньгах, а в популярности авторов.

Главное же, после того, как вы объявили нечто искусством, все, кто с вами не согласен, автоматически становятся варварами, ретроградами, реакционерами. Вы в сильной позиции, вы на стороне Света, а несогласные – в слабой, они слуги Тьмы, ведь они – нападают на Искусство, становясь чуть ли не на одну доску с разрушителями Пальмиры.

Именем искусства можно не просто вещать – а выступать от имени Вечности, поминая Ван Гога и Уильяма Блейка. И кто докажет, что вы не правы? Разговаривая об искусстве, люди вступают в такое туманное пространство субъективных оценок, что подчас разобраться в нем может только время.

Единственное, что можно всегда, – оставаться в рамках приличия. Не топтать экспонаты в Манеже, даже если в ваших глазах их ценность более чем сомнительна. Не доводить стены и ограды до такого убогого состояния, что всякая, даже самой ничтожной художественности, картинка послужит им к украшению. Не прибегать к резкому поляризующему противопоставлению, где на одном конце – одухотворённые служители Искусства, а на другом – непросвещённые реакционные массы. Вообще не втягиваться в это противопоставление.

Мало ли кто соберется пищать от имени искусства. Помимо оппозиции «искусство – неискусство», в мире существуют оппозиции «красиво – некрасиво», «полезно – неполезно» – тоже не самые простые, но не берут на себя слишком многого.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!