НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

О национальной гордости "малороссов"

25 Марта 2014 г.

ukraina miting 1

В связи с драматическими событиями последнего времени на Украине и в Крыму, тема украинского национализма, "бандеровщины" стала одной из самых популярных в российских СМИ.

Президент Владимир Путин недавно заявил, что русские после развала СССР оказались "одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделенным народом в мире". Как всегда, мы смотрим на все только со своей колокольни. А то, что украинцы на протяжении нескольких веков тоже были разделены между Польшей, Литвой, Россией, Венгрией – это, получается, не так трагично? И это при том, что великороссы, как минимум, с XVI века всегда имели свое национальное государство, а украинцам примерно с того же времени в этом всегда отказывалось.

Взгляд из России на украинский национализм и сейчас, и в советские, и в имперские времена был негативным. Что понятно. Подъем украинского национального самосознания всегда означал отделение Украины от России и развал империи.

Мне, конечно, на это возразят, что украинцев в России никто никогда не подавлял, и в качестве примера перечислят имена знаменитых представителей этого народа, которые, живя в Российской империи или в СССР, добились славы и признания. Таковых, конечно, немало. Тут и писатель Николай Гоголь, и спортсмен Сергей Бубка, и кинорежиссер Александр Довженко... Список можно продолжать очень долго.

Однако есть одно "но". Все эти достойные люди добились жизненного успеха и признания в российском обществе только потому, что поддерживали (или хотя бы открыто не пытались опровергать) русскую великодержавную позицию, которую в своем последнем послании по поводу присоединения Крыма, в очередной раз озвучил и Владимир Путин: "мы не просто близкие соседи, мы фактически, как я уже много раз говорил, один народ".

Эта великодержавная позиция по факту отрицает самобытность украинского этноса, его самостоятельность и его собственный путь в истории, который, как доказал выдающийся украинский историк, автор десятитомной "Истории Украины-Руси" Михаил Грушевский, как ни крути, был.

Забегая вперед, напомню, что этот факт сквозь зубы признавался даже стерилизованной советской историографией, которая с конца 1930-х годов во многом вернулась к имперскому взгляду на историю Отечества. Тем не менее, прекрасно помню, что в школьном учебнике истории, изданном в Москве еще в 1970-е годы, в главе, посвященной Куликовской битве, говорилось, что один из ее главных героев, князь Дмитрий Боброк-Волынец, присоединился к войску московского князя Дмитрия "с украинским отрядом". А это ведь 1380 год! То есть, советская историография того времени признавала, что украинский этнос сформировался, как минимум, в конце XIV века.

Напомним, что формирование собственно великорусского этноса большинство серьезных историков всегда относило в лучшем случае к XVI, а чаще, к XVII веку — времени формирования общероссийского рынка.

XVII век был драматическим временем для украинцев. Они оказались между русским православным молотом и католической польской наковальней. С момента включения Левобережной Украины в состав московского государства в середине XVII века, право украинцев на самостоятельное государственное существование вплоть до начала XX века даже не обсуждались. Украина признавалась "младшим братом" и естественной, составной частью России — Малороссией.

Разгром в 1775 году Екатериной II Запорожской Сечи, депортация запорожцев на Кубань, нанесли жестокий удар по украинскому национальному самосознанию. С этого момента русские смотрят на украинцев исключительно сквозь призму великодержавных шуточек о "хохлах" и их любви к салу и горилке. Культура украинского народа образованному русскому обществу любопытна (не случайно украинские повести и рассказы Гоголя принесли ему такой успех в России), но не более, чем культура африканских аборигенов была любопытна белым европейцам.

Участь украинцев в русской державе сводится к тому, чтобы либо быть этими самыми смешными "хохлами", "недоделанными" русскими, либо забыть о своей национальной идентичности, слившись с русским народом. Между тем стремление украинского народа к самостоятельному историческому существованию без всяких "старших" братьев в среде национальной элиты и интеллигенции никогда не угасало.

В конце XIX века право украинцев на самоопределение начинает обсуждаться в среде русской революционной интеллигенции. Напомню цитату из Ленина, которую мне уже доводилось приводить. В 1915 году в статье "Социализм и война" он пишет: "Царизм ведет войну для захвата Галиции и окончательного удушения свободы украинцев...". Из чего очевидно следует, что Ленин выступает за свободу украинцев. Однако в 1918 году, в надежде на превращение российской пролетарской революции в мировую, он отправляет в Киев Красную Армию...

Тем не менее, в конце 1922 года, уже после заключения договора об образовании СССР, Ленин, опасаясь восстановления российского имперства под новой "революционной" вывеской, пытается убедить товарищей в том, что "не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить Союз Советских Социалистических Республик лишь в отношении военном и дипломатическом...".

Другими словами, речь здесь идет, в определенной мере, о создании политической системы, идентичной той, что имеет сегодня место в Евросоюзе.

Однако то, что произошло в дальнейшем с СССР, мы хорошо знаем. Победил тот самый российский бюрократический аппарат, который, как писал тот же Ленин, "заимствован нами от царизма и только чуть-чуть подмазан советским миром". А декларированная в договоре "свобода выхода из Союза", оказалась, по выражению Ленина, "пустою бумажкой". Украинцы, как и многие другие народы СССР, уже очень скоро это на себе ощутили.

Но главное. Почему полякам, финнам, эстонцам, литовцам и латышам после 1917 года было позволено иметь свои государства, а украинцам, которые тогда тоже провозгласили независимость, нет?

Украинцы продолжили борьбу за это свое право. Она, как и всякая борьба за национальное освобождение, была не без греха. Не без греха национализма, не без греха антисемитизма.

Но тут снова вопрос к нам. Почему другим народам, борющимся за свое освобождение, мы такие грехи прощали, а украинцам — нет?

Ходит история, что Никита Хрущев, будучи с визитом в Египте, был поражен, увидев в кабинете лидера национально-освободительной борьбы этой страны Гамаля Абделя Насера, портрет Гитлера. Однако Насера советские власти "фашистом" почему-то не называли (а наоборот, присвоили ему звание Героя Советского Союза). А Степана Бандеру до сих пор называют, хотя попытка присвоения ему звания Героя Украины провалилась, не вызвав массовой поддержки в самом украинском обществе.

Сегодня нам с удовольствием рассказывают по ТВ, что формирования украинских националистов вместе с немецкими войсками вошли во Львов. Но почти ничего не говорят, что всего через тринадцать дней после начала Великой Отечественной войны тот же Бандера был арестован и три года провел в немецком концлагере "Заксенхаузен", а Украинская повстанческая армия (УПА) в 1943-44 годах воевала на три фронта: с советскими партизанами, с немцами и польскими партизанскими формированиями. Что вполне отражало ее идеологию — против всех противников украинской государственности.

Был ли Бандера С.А. врагом России? Безусловно. Достаточно сказать, что отряд УПА (УПА, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ) в 1944 году убил генерала Ватутина, чьи войска освобождали Киев от фашистов. Но это не означает, что вся идея украинского национального государства должна теперь отвергаться Россией. В таком случае в признании надо отказать и Польше, войска которой захватывали Москву и убили Ивана Сусанина, и Японии, которая потопила наш флот в Цусимском проливе, и конечно Германии, виновной в двух самых разрушительных для России войнах, да и Франции за наполеоновское нашествие. А ведь были еще англичане, турки, шведы, австрийцы, венгры, румыны в те или иные времена воевавшие с русскими. В конце концов, США в 1918 году принимали участие в интервенции против Советской России и американские войска высаживались в Архангельске и Владивостоке. Неужели мы теперь откажем всем этим странам в праве на обладание национальным очагом?

Напоследок вновь процитирую Владимира Ленина, памятники которому, по иронии судьбы, украинцы крушили во время своей нынешней национально-освободительной революции: "Приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять".

И еще: "... никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того - незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений..."

"Одно дело необходимость сплочения против империалистов Запада, защищающих капиталистический мир. Тут не может быть сомнений, и мне излишне говорить о том, что я безусловно одобряю эти меры. Другое дело, когда мы сами попадаем, хотя бы даже в мелочах, в империалистские отношения к угнетаемым народностям, подрывая этим совершенно всю свою принципиальную искренность, всю свою принципиальную защиту борьбы с империализмом. А завтрашний день во всемирной истории будет именно таким днем, когда окончательно проснутся пробужденные угнетенные империализмом народы и когда начнется решительный долгий и тяжелый бой за их освобождение", — завершал свои рассуждения Ленин.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!