НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Номер 44, 45, 46…

21 Апреля 2015 г.

kino 88

Написав о русофобской вампуке «Номер 44», я и предположить не мог, что моя рецензия станет камешком, который вызовет лавину. Так, по крайней мере, считают либеральные авторы, утверждающие, что именно с моей подачи Министерство культуры вместе с компанией «Централ Партнершип» аннулировали прокатное удостоверение картины.

Полагаю, я тут ни при чем, — наша система так быстро не работает, чтобы накануне вечером появилась на сайте рецензия, а в десять утра фильм уже отправился в корзину. Но история вышла и в самом деле поучительная — как бы ни храбрились прогрессивные журналисты: мол «запрет лишь подстегивает интерес». В заграничном прокате «Номер 44» уже провалился, при 50-миллионом бюджете собрав за первый уикенд жалкие 600 000 долларов в США и еще около двух миллионов по всему миру и будучи попутно жестоко разруган тамошними рецензентами.

Очевидно, что фильм снимался не для Запада, а для России, именно наш неискушенный зритель должен был валом валить на кино про чекиста и маньяка, против своей воли набираясь грязи и лжи. Но, вопреки нашему обыкновению тянуть в рот всякую гадость, на сей раз Россия от предложенного ужина отказалась и «Номер 44» ждал полный провал. Вишенкой на торте стал тот факт, что «ЦПШ» отозвала фильм и с Украины — из единственной страны, где русофобское месиво сейчас собрало бы полные залы. Увы, чтобы посмотреть фильм про то, как украинские детдомовцы превращаются в маньяков под воздействием Голодомора, теперь свидомым придется самим закупать права и делать переозвучку.

История эта поучительна сразу в нескольких отношениях. Во-первых, она показала, зачем нужно разумное, не переходящее в идиотизм административное регулирование. Дело не в том, чтобы запрещать фильмы, которые свободолюбцы и так посмотрят в интернете. Право же, ограждать либеральную интеллигенцию от русофобских фильмов, что колумбийского наркобарона — от кокаина. Запрет защищает рядового зрителя, спешащего в уикенд «все равно на какой фильм» и в итоге покидающего кинотеатр с ложным знанием и отравленной душой. Еще в большей степени это воздействует на прокатчиков, которые в следующий раз подумают и десять раз проверят, прежде чем связываться с антирусским трэшем — терять свои деньги никому не хочется.

Рухнул и другой аргумент апологетов «Номера 44» — мол, это обычная для Голливуда клюква про Россию, что ж — ее всю теперь запрещать? Во-первых — всю. Голливуд является обеспечивающим гегемонию США оружием массового поражения. Наравне с долларом и гораздо опасней авианосцев. Это магический палантир, как во «Властелине колец», заглянув в который мы постепенно сходим с ума и подчиняемся воле князя тьмы, среди рождаемых им видений. Если с помощью этого инструмента они транслируют в наше сознание ложный образ нас самих, то от этого, конечно, надо отгораживаться.

Во-вторых, даже на фоне голливудской клюквы «Номер 44» — явление особенно грязное. Клюквы было достаточно и в «Докторе Живаго», но в целом это все-таки значительный фильм, вполне укладывающийся в формулу Пастернака «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей». В «Номере 44» всему миру предлагалось чувствовать отвращение к уродливой Советской России, никакой красы там нет.

Но давайте говорить серьезно. Эпоха просто хорошего кино закончилась. Настала эпоха пропаганды. США находятся с Россией в состоянии войны, которую даже не назовешь необъявленной — угрозы в наш адрес звучат вполне открыто, войска размещаются у наших границ, американские десантники высаживаются в Киеве. И, разумеется, невозможно себе представить, что «фабрика грез» не будет перестроена на пропагандистский лад.

Главный провал «Номера 44» в том, что это была слишком топорная пропаганда, на которую мы не клюнули. Но пропаганда будет и гораздо более утонченной. В ближайшие месяцы мы увидим, как в любимых сериалах, в знаменитых франшизах, в давно ожидаемых экранизациях будут, словно чертики из табакерки, появляться русские или люди, похожие на русских, у которых на лбу будет крупно написано: «Очень опасный враг».

Собственно, процесс уже пошел. Вот один из моих любимых сериалов — «Агенты Щ.И.Т.», продюсируемый Джоссом Уидоном, чей «Светлячок» навсегда останется вершиной фантастического сериала. Одним из главных героев «Щита» является агент Мелинда Мэй, стильная и непобедимая убийца, чья душа сокрушена трагедией, случившейся много лет назад в Бахрейне. Что за трагедия, мы не знали до серии, вышедшей 14 апреля 2015 года.

А произошло с агентом Мэй следующее. Одаренная сверхспособностями русская женщина Ева сбежала от российских спецслужб, связалась в Бахрейне с некими «ополченцами» (откуда там «ополченцы», никто не знает, но ключевое слово произнесено) и осуществила переход своей маленькой дочки к обретению сверхсилы. Сверхсила, правда, оказалась в том, что девочка чувствует боль других людей, управляет ими и убивает, убивает, убивает. Разумеется, агент Мэй должна была уничтожить эту русскую девочку, чтобы спасти свыше тридцати американцев — агентов спецслужб, ну и человечество заодно.

Не правда ли — милый сюжет? В нем решается принципиальный вопрос: «Можно ли убивать русских детей?» Да. Русских детей можно убивать. Они сошли с ума, не знают, что творят, их испортили родители, связавшись со страшными «ополченцами», они представляют большую опасность для выполняющих свою миссию американцев. Идеальная отмазка для будущих детоубийств в Донбассе — не так ли? Эти дети создавали угрозу американским десантникам, выполняющим свою союзническую миссию. Корить за детоубийство вас никто не должен. Агент Мэй страшно переживает, казнит себя, но остается положительной героиней.

И такое проходит в епархии Джосса Уидона, который, вообще-то, считается русофилом. С тревогой думаю, чего ждать от «Мстителей. Эра Альтрона» (впрочем, уже известно, что на стороне сил зла там появятся Алая Ведьма и Ртуть — Пьетро и Ванда Максимофф). Боюсь даже вообразить, какую продукцию будут гнать остальные. Все голливудские киновселенные будут буквально заполнены русскими монстрами, так что в итоге, видимо, придется снимать сводную комедию: «Очень страшная Раша», где они появятся все разом.

Честно говоря, как с этим пропагандистским залпом будем бороться — я пока без понятия. Запрещать все подряд? Рука бойцов колоть устанет. Наращивать наше патриотическое кино? Хорошо бы, если бы не тот факт, что наша киноиндустрия по-прежнему пребывает в состоянии полураспада. Еще не так давно у нас получали государственные деньги фильмы немногим лучшие, нежели «Номер 44». Представить себе качественный содержательный и технологический скачок нашего кино мне пока затруднительно.

Единственный рецепт на сегодня состоит, пожалуй, в том, чтобы потихоньку возвращать свое сознание в реальный мир, который, порой гораздо интереснее, грознее и опаснее, чем выдуманные и оцифрованные монстры. Я поймал себя на этом ощущении прошлой осенью, когда Дракон с голосом Бенедикта Камбербэтча сжигал Озерный город в «Хоббите». После обстрелов Донецка эти постановочные разрушения и пожары производили так себе впечатление. Дончане могли бы сказать: «Вы на это в кино смотрите, а мы так живем». И тут магия улетучивается.

Больше правды. Больше реальности. Меньше лукавства и лицемерия, среди которых мы слишком часто жили в последние десятилетия. И наше желание спрятать голову от своего примитивного вранья в их изощренной лжи наконец-то исчезнет.

По инф.vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!