НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Нервный Новый год. Как сохранить свои деньги этой зимой

22 Декабря 2014 г.

podarki

Среди новых слов и выражений, появившихся в течение нулевых годов, есть такое — Christmas creep, «расплывающееся Рождество». Означает оно, что празднование (Нового года в нашем с вами случае) с каждым годом начинается все раньше. Первыми признаками того, что процесс пошел, всегда становятся фигурки символа года — вот и сейчас козлики и барашки в первую неделю ноября уже кротко стояли на полках. И заканчивается праздник все позже — румяный Дед Мороз и Снегурочка не спешат покидать витрины, в маленьких продуктовых магазинах мишура висит до марта.

Не так давно мной был устроен опрос в социальной сети на тему, кто позже всех выбросил свою елку. Победил человек, сделавший это в июле, но июньских и майских елковыбрасывателей тоже оказалось много.

Почему мы так не любим выбрасывать елку? Это детское желание продлить очарованье, не возвращаться в совсем несказочные будни. Пока елка стоит, Новый год будто бы длится, обнуляя все плохое, что случилось в прошлом году. Можно предположить, что поставленные для встречи 2015 года елки у некоторых простоят до лета — но будут, возможно, не только символически обнулять год Олимпиады и присоединения Крыма, но и напоминать о моменте, когда период общей растерянности только начинался и не все до конца понимали, что происходит.

Новый год у нас самый протяженный — у него в России есть двойник, старый Новый год, и второй двойник — Новый год по китайскому календарю. Тенденция Cristmas creep расширяет все это еще больше, в результате ощущение праздника, включающее подготовку и послевкусие, растягивается чуть ли не на три месяца.

Расслабляться как можно дольше, не возвращаться к будням — казалось бы, понятное желание. Но стоящие на полках киосков барашки напоминают о книге «Незнайка на Луне» и Дурацком острове, куда попали Незнайка с приятелем Козликом. На этом острове коротышкам предоставлялась возможность всласть есть и пить, купаться и кататься на разных аттракционах — день за днем. Им можно было не думать о том, что когда-то они экономили последние монетки, ночевали под мостами и ходили без ботинок и шляп. Постепенно от такой жизни они превращались в баранов, обрастали шерстью, а богачи, хозяева Дурацкого острова, сгоняли их в стада, потом стригли и продавали эту шерсть. Автор «Незнайки на Луне» Николай Носов мягко демонстрировал читателям, как выглядит оскал капитализма — и упомянутые им тактики прекрасно работают до сих пор. За праздничной, ласковой атмосферой скрываются деньги. За призывами успеть и поторопиться, звучащими из уст продавцов, тоже скрываются деньги.

Во время праздничных дней мы обычно покупаем больше обычного, при этом среди купленных вещей традиционно много ненужных, и нынешний зверский рост курса валют эту тенденцию только усугубил. Пытаясь запастись полезным и важным на грядущий трудный период, люди зачастую хватают вещи непродуманно, поддаваясь одновременно и панике, и влиянию новогодней атмосферы: ведь ужас ужасом, а купить подарки родным и близким все равно надо.

В последние предновогодние недели большинство покупателей приходит в магазины, намереваясь набрать всего и побольше, потому что какими будут цены в следующем году, никто представить не может. В некоторых магазинах действуют хитрые системы скидок, направленные на то, чтобы посетители в результате приобрели как можно больше вещей, а продавцы, интимно склоняясь к уху, советуют: «Берите! Ничего, что размер не подходит — разберетесь потом, что делать, цены-то еще декабрьские». Интернет-магазины потоком шлют смс-уведомления о том, что до Нового года цены заморожены и надо поскорее заказать товар.

Наряду с новой тактикой — «покупайте-сейчас-а-то-потом-денег-не-хватит» продолжает действовать и старая, проверенная, предновогодняя. Этому способствует в первую очередь музыка — под какие-нибудь Jingle bells мы настраиваемся на ощущение «весь год терпи, а ради праздничка можно» (в этом году к нему добавляется «впереди нелегкое время, надо напоследок оторваться!»), а под детские песенки, которые я уже несколько лет слышу под Новый год в крупных торговых центрах, мы сами становимся детьми, то есть лучшими в мире потребителями.

«Расплывающееся рождество» действует не только на наши уши, но и на глаза, и на нос. Для привлечения покупателей используются запахи хвои, ванили и корицы, которые притягивают и заставляют дольше задерживаться у магазинных полок. И новогодние цвета тоже стимулируют покупать и покупать — зеленый влияет на выбор необычных подарков, а красный делает товары привлекательнее: согласно исследованиям, чаще покупают те товары, которые размещены на красном фоне.

Сама атмосфера большого магазина заставляет покупать. Даже если человек пришел в молл с заранее запланированным списком покупок, он может не удержаться от дополнительных приобретений — 60 процентов покупок делается импульсивно, решение принимается на месте.

Как же можно противостоять «расплывающемуся рождеству», которое расслабляет и поет любимые песенки, но на самом деле стремится отнять побольше денег? Как противостоять собственному страху, который заставляет, например, купить сразу три телевизора (реальный недавний случай)?

Отправляясь в торговый центр, скажите себе: «Я куплю только то, что есть в моем списке, и не более того». Следите за приемами, с помощью которых магазин провоцирует вас на покупку — это могут быть не только цвета, музыка и запахи, но и, например, место, на котором расположен товар. Еда с истекшим сроком годности может находиться на видном месте, потому что покупатели в новогоднем раже сметают все, что попадается им на глаза. Дорогие вещи могут лежать на полках, с которых удобно их доставать, а дешевые — в узких темноватых проходах, куда не очень хочется забираться. Товар, который нужно побыстрее продать, часто подсвечивают, чтобы он смотрелся выгоднее. А надписи «Последняя пара» или «Только сегодня!» заставляют думать о том, что надо торопиться — и вы не успеваете подумать, нужен ли вам этот товар.

Стоя в магазине перед товаром, сделайте паузу и спросите себя: «Мне это нужно? Зачем мне это нужно?» — и внутренний ответ «А вдруг пригодится» не принимайте. Стада бездумных, перепуганных потребителей очень выгодны продавцам, потому что с этими стадами можно и обращаться определенным образом — стричь. Не становитесь символом 2015 года — вернуться в прежний облик будет трудно.

По инф. Lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!