Нервный Новый год. Как сохранить свои деньги этой зимой |
22 Декабря 2014 г. |
Среди новых слов и выражений, появившихся в течение нулевых годов, есть такое — Christmas creep, «расплывающееся Рождество». Означает оно, что празднование (Нового года в нашем с вами случае) с каждым годом начинается все раньше. Первыми признаками того, что процесс пошел, всегда становятся фигурки символа года — вот и сейчас козлики и барашки в первую неделю ноября уже кротко стояли на полках. И заканчивается праздник все позже — румяный Дед Мороз и Снегурочка не спешат покидать витрины, в маленьких продуктовых магазинах мишура висит до марта. Не так давно мной был устроен опрос в социальной сети на тему, кто позже всех выбросил свою елку. Победил человек, сделавший это в июле, но июньских и майских елковыбрасывателей тоже оказалось много. Почему мы так не любим выбрасывать елку? Это детское желание продлить очарованье, не возвращаться в совсем несказочные будни. Пока елка стоит, Новый год будто бы длится, обнуляя все плохое, что случилось в прошлом году. Можно предположить, что поставленные для встречи 2015 года елки у некоторых простоят до лета — но будут, возможно, не только символически обнулять год Олимпиады и присоединения Крыма, но и напоминать о моменте, когда период общей растерянности только начинался и не все до конца понимали, что происходит. Новый год у нас самый протяженный — у него в России есть двойник, старый Новый год, и второй двойник — Новый год по китайскому календарю. Тенденция Cristmas creep расширяет все это еще больше, в результате ощущение праздника, включающее подготовку и послевкусие, растягивается чуть ли не на три месяца. Расслабляться как можно дольше, не возвращаться к будням — казалось бы, понятное желание. Но стоящие на полках киосков барашки напоминают о книге «Незнайка на Луне» и Дурацком острове, куда попали Незнайка с приятелем Козликом. На этом острове коротышкам предоставлялась возможность всласть есть и пить, купаться и кататься на разных аттракционах — день за днем. Им можно было не думать о том, что когда-то они экономили последние монетки, ночевали под мостами и ходили без ботинок и шляп. Постепенно от такой жизни они превращались в баранов, обрастали шерстью, а богачи, хозяева Дурацкого острова, сгоняли их в стада, потом стригли и продавали эту шерсть. Автор «Незнайки на Луне» Николай Носов мягко демонстрировал читателям, как выглядит оскал капитализма — и упомянутые им тактики прекрасно работают до сих пор. За праздничной, ласковой атмосферой скрываются деньги. За призывами успеть и поторопиться, звучащими из уст продавцов, тоже скрываются деньги. Во время праздничных дней мы обычно покупаем больше обычного, при этом среди купленных вещей традиционно много ненужных, и нынешний зверский рост курса валют эту тенденцию только усугубил. Пытаясь запастись полезным и важным на грядущий трудный период, люди зачастую хватают вещи непродуманно, поддаваясь одновременно и панике, и влиянию новогодней атмосферы: ведь ужас ужасом, а купить подарки родным и близким все равно надо. В последние предновогодние недели большинство покупателей приходит в магазины, намереваясь набрать всего и побольше, потому что какими будут цены в следующем году, никто представить не может. В некоторых магазинах действуют хитрые системы скидок, направленные на то, чтобы посетители в результате приобрели как можно больше вещей, а продавцы, интимно склоняясь к уху, советуют: «Берите! Ничего, что размер не подходит — разберетесь потом, что делать, цены-то еще декабрьские». Интернет-магазины потоком шлют смс-уведомления о том, что до Нового года цены заморожены и надо поскорее заказать товар. Наряду с новой тактикой — «покупайте-сейчас-а-то-потом-денег-не-хватит» продолжает действовать и старая, проверенная, предновогодняя. Этому способствует в первую очередь музыка — под какие-нибудь Jingle bells мы настраиваемся на ощущение «весь год терпи, а ради праздничка можно» (в этом году к нему добавляется «впереди нелегкое время, надо напоследок оторваться!»), а под детские песенки, которые я уже несколько лет слышу под Новый год в крупных торговых центрах, мы сами становимся детьми, то есть лучшими в мире потребителями. «Расплывающееся рождество» действует не только на наши уши, но и на глаза, и на нос. Для привлечения покупателей используются запахи хвои, ванили и корицы, которые притягивают и заставляют дольше задерживаться у магазинных полок. И новогодние цвета тоже стимулируют покупать и покупать — зеленый влияет на выбор необычных подарков, а красный делает товары привлекательнее: согласно исследованиям, чаще покупают те товары, которые размещены на красном фоне. Сама атмосфера большого магазина заставляет покупать. Даже если человек пришел в молл с заранее запланированным списком покупок, он может не удержаться от дополнительных приобретений — 60 процентов покупок делается импульсивно, решение принимается на месте. Как же можно противостоять «расплывающемуся рождеству», которое расслабляет и поет любимые песенки, но на самом деле стремится отнять побольше денег? Как противостоять собственному страху, который заставляет, например, купить сразу три телевизора (реальный недавний случай)? Отправляясь в торговый центр, скажите себе: «Я куплю только то, что есть в моем списке, и не более того». Следите за приемами, с помощью которых магазин провоцирует вас на покупку — это могут быть не только цвета, музыка и запахи, но и, например, место, на котором расположен товар. Еда с истекшим сроком годности может находиться на видном месте, потому что покупатели в новогоднем раже сметают все, что попадается им на глаза. Дорогие вещи могут лежать на полках, с которых удобно их доставать, а дешевые — в узких темноватых проходах, куда не очень хочется забираться. Товар, который нужно побыстрее продать, часто подсвечивают, чтобы он смотрелся выгоднее. А надписи «Последняя пара» или «Только сегодня!» заставляют думать о том, что надо торопиться — и вы не успеваете подумать, нужен ли вам этот товар. Стоя в магазине перед товаром, сделайте паузу и спросите себя: «Мне это нужно? Зачем мне это нужно?» — и внутренний ответ «А вдруг пригодится» не принимайте. Стада бездумных, перепуганных потребителей очень выгодны продавцам, потому что с этими стадами можно и обращаться определенным образом — стричь. Не становитесь символом 2015 года — вернуться в прежний облик будет трудно.
|
|