НА КАЛЕНДАРЕ

Мнение накануне выборов: агитационным роликам не хватает созидающей силы

Сергей Романов, rg.ru   
17 Сентября 2021 г.

Покажи мне свой видеоролик, и я скажу, кто ты, — так можно перефразировать известное изречение, просматривая агитационные ролики политических партий. Как же претенденты на тепленькие места в Госдуме борются за будущие голоса избирателей?

Мнение накануне выборов: агитационным тв-роликам не хватает созидающей силыю

Ролики на ТВ — важный и неотъемлемый элемент любой избирательной кампании. Этот жанр был популярен в 90-е годы, но и сейчас, в эпоху цифры и видео, он остается лицом партийной агитации. Анализируя образцы этой агитпродукции, можно и порадоваться, и удивиться.

Первое, на что обращаешь внимание, — больше всего о самой России говорят лидеры предвыборного списка «Единой России». Причем говорят не по-чиновничьи, произнося казенные, заученные фразы, а от души. «Больше любой другой страны люблю бывать в разных частях России», — признается глава МИД Сергей Лавров. «Россия — большая, самобытная, всего сразу не сделаешь, но мы правильно идем», — говорит в другом ролике министр обороны Сергей Шойгу.

Простыми словами рассуждают о своей работе, каждодневной, трудной, но очень нужной для людей Денис Проценко, Елена Шмелева, Анна Кузнецова. Так говорят люди, которые уверены в своей правоте. Без лозунгов, без раздачи несбыточных обещаний, а искренне и по делу. Отсюда и ролики — емкие, понятные и сильные. И месседж считывается легко: вот, смотрите, эти люди работают на благо граждан и страны, им можно верить, а значит, все будет хорошо.

В роликах многих других партий посыл либо ровно обратный (все будет плохо), либо откровенно демагогичный: «надо повысить», «надо отменить», «надо создать» и так далее в том же духе. Скажем, инициатива ЛДПР списать долги за ЖКХ сама по себе интересна, но никаких подробностей о том, как это планируется сделать, не приводится. Аналогичный вопрос у меня как у избирателя вызывает идея ввести усредненный базовый доходпартия «Справедливая Россия — За правду» обещает каждому гражданину 10 тысяч рублей ежемесячно. Опять же — идея вроде бы неплохая. Но «где деньги, Зин?» — спросит думающий избиратель.

Политики должны давать либо рыбу, либо удочку — объяснять, как они собираются ловить рыбу. На то они и политики. Однако в большинстве роликов ничего подобного я, к сожалению, не увидел. Основной лозунг — за все хорошее против всего плохого — классика популистского жанра. «За новую индустриализацию» (КПРФ), «За детей, за внуков, за себя и страну» (Партия пенсионеров), «Восстановить социальные завоевания великого октября» («Коммунисты России») — это лишь некоторые примеры лозунгов из роликов, которые идут на ТВ.

Я давно заметил: в России не так много политиков, которые умеют разговарив+ать с избирателем напрямую и искренне, не бросая слов на ветер. Особенно ярко это видно, конечно, накануне выборов, когда каждый чуть ли не буквально лезет из кожи вон. Почему так происходит, тоже понятно, и это скажет любой психолог, — от неуверенности в себе. Те же Лавров и Шойгу настолько уверены в себе как профессионалы, что и в роликах видно — они настоящие.

В политике, как известно, мелочей не бывает. А опытный политтехнолог скажет — в предвыборных роликах их тоже нет. Тут важно все, каждый поворот головы, взгляд, цвет, детали. Большое значение имеет и тон, который выбирается по отношению к избирателям. Скажем, у пятерки «Единой России» он уважительный и абсолютно на равных. Мое личное мужское ощущение — будто встретились с Шойгу на улице, пожали друг другу руки и немного поговорили за жизнь. Или Лавров — великолепный дипломат, главная черта которого — именно уважением к людям.

Могу предположить, что у женщин такие же впечатления вызывают Елена Шмелева и Анна Кузнецова, которые очень тепло говорят о детях и своей жизненной миссии. Шмелева — о «Сириусе», Кузнецова — о своей работе на посту Уполномоченного при президенте по правам ребенка в России. Конечно, режиссерские команды тоже хорошо поработали — спокойный видеоряд, гармоничный фон, хорошо подобранные образы. Сделаны ролики весьма качественно.

Любопытный контраст — в роликах «Единой России» нет агрессии, люди спокойно и уверенно говорят о том, что делается и будет делаться в интересах граждан. Наверное, правящая партия может позволить себе такой позитивный эмоциональный фон, в роликах оппозиционных партий он, конечно, совсем другой. «В стране кризис, становится все меньше свободы», «у властей нет плана, они забыли о проблемах людей» — это из ролика партии «Яблоко». «Прижмем олигархов и коррумпированных чиновников!» — обещают «Коммунисты России». Или вот мой любимый пример — ролик Партии РОСТА: «Если тебя достало, что происходит вокруг, — ты можешь просто поорать» (в ролике много криков).

Критика властей — это нормально. Но мне кажется, у нас иногда забывают о том, что политик — это прежде всего созидающий лидер. Тот, кто умеет соотносить свои обещания с реальной ситуацией, и не просто соотносить, а предлагать заведомо выполнимые решения. Созидающая сила — вот чего, на мой взгляд, не хватает большинству агитационных роликов. И зрелищности я бы, пожалуй, тоже добавил. В общем, прошу хлеба и зрелищ. Все-таки они важны даже в эпоху цифры и видео.

Впечатление от некоторых агитационных роликов, транслируемых по телевизионным каналам, – ни дать ни взять очередные сказки. Хорошо хоть, что многие россияне четко соотносят обещанное с реалиями и делают выводы. Перед выборами очень многие на словах заботятся о благе и улучшении бытия соотечественников. Вот было бы здорово, если бы все эти красноговорящие после того, как усядутся в теплые кресла, не забыли произнесенное и претворили в жизнь.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!