Кто подрезал крылья Родины? |
14 Июля 2011 г. |
«Армия баранов, под управлением льва, сильнее армии львов, под управлением барана» (Приписывается Наполеону) К началу 21 века Российская армия всё больше по своему составу превращалась в рабоче-крестьянскую. К чему это привело в начале 20 века, известно всем, кто старше 40 лет. Молодые так же должны знать, что большевики за короткое время сумели привлечь на свою сторону основной состав частей и подразделений, выходцев из рабоче-крестьянской среды. В 80–90-е годы прошлого столетия влияние на умы военнослужащих, со стороны власть имущих, постоянно ослабевало, в том числе и за счёт принятия законов, позволяющих детям государственных чиновников и богатых людей избежать службы в ВС. В абсолютном большинстве ВУЗов, уже в начале 21 века, были ликвидированы военные кафедры. Как известно головы, даже у военных, пустыми не бывают. Если оттуда удаляется одна идеология, на её место приходит другая. Ограждая своих детей от службы в армии, олигархи, политики и чиновники утрачивают один из важных каналов влияния на военнослужащих. В повседневной жизни даже старшие офицеры не общаются с богатыми – у людей с уровнем жизни ниже среднего нет с ними общих интересов, а значит, и точек пересечения. Т. е. хотим мы того или не хотим, в головах военнослужащих образ мыслей формируется тем окружением, внутри которого они находятся. И не всегда эти мысли в пользу богатой верхушки нашего общества. Добавьте к этому то, что руководят армией, определяют стратегию её развития не профессионалы. Чем они при этом руководствуются – тайна за семью печатями. Великому Наполеону приписывают слова: «Армия баранов, под управлением льва, сильнее армии львов, под управлением барана». Высказывание, конечно, звучит грубо, но образно даёт понять, что в каждой области деятельности руководить должны профессионалы. Особо это актуально, на мой взгляд, для Вооруженных сил. Во времена, когда страной руководил М. С. Горбачев, и в 90 годы, принцип формирования личным составом Главных штабов видов ВС был, мягко говоря, странным. Основным критерием подбора кадров на ответственные должности в эти структуры был – наличие жилплощади в Москве! Профессиональная подготовка, знания, умения, навыки отодвигались на второй план. На руководящие должности в структурах Министерства обороны назначались лица и по родственному принципу. В среде офицеров был моден тогда анекдот: «Может ли сын генерала стать маршалом? Нет, не может, потому что у маршала есть свои дети!» Не имея возможности и права повлиять на эти процессы, армейские офицеры по-своему реагировали на действия руководства, слагая об этом анекдоты. Не исключено, что проводимое реформирование системы военных ВУЗов, это последствия такой кадровой политики 90 годов прошлого столетия. Иначе чем можно объяснить уничтожение наиболее прославленных и старейших военных училищ, игнорирование исторического опыта, когда, на примере ВВС, вся инфраструктура подготовки кадров сосредотачивается на ограниченном пятачке и достаточно одного удара для её полного уничтожения. Те, кто принимал такое решение, разве не изучали опыт Великой Отечественной войны или надеются на русское «авось»? Для примера – уничтожение Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Прошу учесть, что я по образованию военный лётчик, воспитанник прославленной Качи, одного из старейших лётных училищ не только в России, но и в мире, и уже ликвидированного на волне демократизации. Училища, уничтоженного незадолго до своего юбилея – в 2010 году отмечалось 100 лет со дня его образования. Поэтому, обвинять меня в ложном патриотизме по отношению к Иркутскому ВВАИУ, мягко говоря, нельзя. Проблему постараюсь представить максимально объективно, с точки зрения военного ученого. Иркутское училище одно из старейших и прославленных авиационных училищ России, имело хорошую учебно-материальную базу, высокопрофессионально подготовленный профессорско-педагогический состав, свои, годами сложившиеся, традиции и научные школы. Добавьте к этому, что это было единственным учебным заведением ВВС на громадной территории от Урала до Тихого океана. Образованное в 1931 году, на материальной базе царского юнкерского училища, имело прекрасные учебные корпуса с просторными светлыми аудиториями. Территория училища компактная, расположение всех хозяйственных, жилых, учебных и служебных зданий и помещений, спортивного городка и учебного аэродрома, обеспечивало минимум перемещений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса. Ежегодно из всех регионов Сибири и Дальнего Востока сюда устремлялся поток юношей, желающих приобрести профессию защитника Родины. Проблем с набором курсантов училище не испытывало даже в тяжёлые 90 годы прошлого столетия. Несмотря на многочисленные обращения личного состава, общественных и государственных организаций в государственные структуры и лично к президенту Д. А. Медведеву и премьер-министру В. В. Путину с просьбами остановить уничтожение прославленной кузницы кадров для Российских ВВС, Иркутское ВВАИУ было ликвидировано. Никто никого не услышал, а от высших должностных лиц государства не было даже отписки. В рождественские каникулы, в январе 2009 года, посадили на аэродром в Иркутск несколько Ил-76, загрузили курсантов, подняв их почти по тревоге, запретив им брать с собой даже персональные компьютеры, и увезли в Воронеж. При этом личному составу училища так и не предоставили ни одного официального документа на перебазирование учебного заведения. О том, как проводилась подготовка к ликвидации училища, какие грязные технологии при этом использовались и какие, несовместимые с понятиями офицерской чести, применялись приёмы, в своё время будут писать романы и научные работы. По своему содержанию, мероприятия, проводимые генералами из Москвы, были очень похожи на откровенный рейдерский захват училища. Судите сами, постановлением правительства изменялся только статус учебного заведения. Оно должно было стать филиалом Воронежского центра, о перебазировании вопрос не ставился. Только спустя почти год после фактического уничтожения ВУЗа, появилось постановление правительства о его ликвидации. За рейдерский захват гражданского объекта, преступников судят и приговаривают к различным годам заключения. Видимо, ещё не пришло время объективно взглянуть на подобные мероприятия в армии и расставить грамотно все точки. Очень хочется, чтобы история предоставила такую возможность нашим потомкам, чтобы не повторилось 22 июня 1941 года. На мой взгляд, нет и не было объективных причин для разгона училища: ни экономических, ни политических, ни демографических, ни исторических, ни каких-то иных. Я не говорю здесь о военном аспекте. С этой точки зрения ликвидация училища вообще выглядит абсурдом. Необходимость иметь военное училище в Иркутске понимала царская власть, понимала это и Советская власть, открывая здесь, в тяжелейшие для государства годы послереволюционной разрухи, в 1931 году, школу младших авиационных механиков. Наши выпускники, уроженцы этих регионов, в отличие от выпускников училищ, расположенных в европейской части России, не испытывали дискомфорта службы в тяжелейших природных условиях Сибири и Дальнего Востока. Правда, складывается впечатление, что от Урала до Камчатки служить офицерам будет негде. Все воинские части, в том числе и авиационные, ликвидируются. Закономерен вопрос: с какой целью это делается? И напрашивается ответ: Не будем мешать китайцам и японцам осваивать новые для них регионы! Пока это называется: сдаём территории в аренду. Царская власть уже сдала в аренду Аляску, и что из этого вышло? Все правители России проявляли заботу о росте государства. Так было! Великий Ломоносов писал: «Россия будет прирастать Сибирью!» Но кто сейчас помнит эти слова? По большому счёту, уничтожение Иркутского училища можно воспринимать и как знак того, что в ближайшей перспективе на пространствах от Урала до Тихого океана не останется авиационных частей и небо над этими регионами, при необходимости, будут защищать «перелётные птицы», при условии, если успеют и смогут сюда долететь...
|
|