Кому нужен счётчик? |
29 Июля 2011 г. |
В конце мая этого года в печати было опубликовано Постановление № 354 от 06 мая 2011г., утверждающее «Правила предоставления коммунальных услуг…» (в дальнейшем, новые правила). К сожалению, имена и фамилии разработчиков этих новых правил не указаны, а народ должен знать своих «героев» в лицо, должен знать кого «благодарить» и кому петь «многие лета». В 2006 году, а это было время организации управляющих компаний, и только начались разговоры об использовании счётчиков коммунальных услуг, было выпущено Постановление № 307 и утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг…» (в дальнейшем, старые правила) Так как наше население до этого всё время безропотно оплачивало все суммы, указанные в квитанциях на квартплату, то так и продолжало. А управляющим компаниям это понравилось – появилась возможность расплачиваться с поставщиками услуг по показаниям счётчиков, а с населения брать по нормативам. Но постепенно люди начали разбираться и стали и требовать счета за коммунальные услуги в соответствии с показаниями счётчиков и даже начали сами рассчитывать стоимость оказанных услуг по формулам, указанным в этих старых Правилах и оплачивать услуги в соответствием с такими расчётами. Причём оказалось, что суммы указываемые управляющими компаниями значительно превышают суммы рассчитанные жильцами Тут управляющие компании и другие заинтересованные люди и организации увидели, что такая самодеятельность начала угрожать потоку неучтенных сумм, и продавило выпуск нового Постановления. Причём разработчики заявляли, что основной задачей этого Постановления является наведение порядка в расчётах размера оплаты за услуги ЖКХ и повышение экономии ресурсов, используемых ЖКХ. А на самом деле, получилось по знаменитому черномырдинскому афоризму «Хотели как лучше, а получилось как всегда!». Все построенные и большинство строящихся сейчас дома, имеют вертикальную разводку систем отопления Это значит, что в квартире может быть несколько стояков, к которым подключаются батареи. К некоторым стоякам подключается одна батарея, к некоторым больше (лично у меня в квартире 4 стояка и 6 батарей). Согласно упомянутым документам, на каждую батарею должен быть поставлен теплосчётчик, но чем больше счётчиков в квартире, тем больше забот жильцам. Кроме того, я не уверен, что такие счётчики долго могут эксплуатироваться в агрессивной среде, которой является теплоноситель циркулирующий в наших системах отопления. Когда я вижу эту жидкость, которая вытекает из батарей, мне становится страшно. Это какая – то черная маслянистая жижа с очень неприятным запахом. И, не удивительно, что батареи отопления со временем постепенно, греют все хуже. Ведь недаром нагревающие элементы (батареи) выведены из элементов общедовомого пользования и включены в собственность жильцов (собственников) Значит сам счётчик в процессе эксплуатации будет забиваться как и трубы и батареи. Я это говорю к тому, что работая в такой агрессивной среде, установленные счётчики долго не протянут. Дай бог, чтобы я ошибался! Кроме того, установка счётчиков оговаривается некоторыми условиями. Необходимо, что бы было место на трубе, куда этот счётчик можно втиснуть. А если батарея расположена близко к стояку и счётчик туда не помещается? Опять возложить всё на жильца? Пусть создаст условия. А если нет, то пусть платит по нормативу. Что и требовалось доказать. Чтобы установить все счётчики, жильцам необходимо затратить деньги на их приобретение, установку, внимательно следить за их исправностью, тратить деньги на их ремонт и периодическую поверку. Потом надо воевать с управляющей компанией, чтобы узнать, откуда взялись суммы в квитанциях на оплату. Не слишком ли дорогая цена для такого «энергосбережения»? В результате выполнения всех этих мероприятий в выигрыше останутся только управляющие компании. У них всегда найдутся аргументы: «Ты не сделал то, не выполнил это, нарушил там – плати по нормативу». А спорить с ними – это трата времени и, самое главное, нервов и здоровья. Мне тут пришлось изучить Постановление 307. В нашем доме установлены приборы учёта тепла и горячей воды. Повоевав с управляющей компанией, я получил от них все данные для самостоятельного расчёта стоимости, для начала, только за отопление. По моим расчётам, произведённым по формулам указанным в старых правилах, утвержденных Постановлением 307, они надувают нас только по отоплению процентов на 40 (конечно, в сторону увеличения). Арифметика в новых правилах не очень изменилась, а вот количество возможностей переложить всю тяжесть эксплуатации на жильцов – этого сколько угодно. Установка индивидуальных счётчиков во всех жилых помещениях предполагает, что сумма показаний всех индивидуальных счётчиков должна быть равна показаниям общего домового счётчика. В этом случае каждый жилец будет платить только за себя, а управляющая компания полностью рассчитается со снабжающей организацией. Выход из строя любого счётчика (или нескольких), а их в доме будет довольно много (так в нашем сорокаквартирном доме их будет примерно штук 100), приведёт к тому, что баланс показаний всех индивидуальных счётчиков будет меньше показаний общедомового прибора учёта. То есть, жильцы оплатят меньшую сумму, чем снабжающая организация потребует от управляющей компании за поставленный коммунальный ресурс. Управляющая компания не будет компенсировать эту недостачу из своих средств, а будет компенсировать путем распределения этой суммы среди всех жильцов, в том числе и жильцов установивших счётчики в своих квартирах. К тому же, наверное, в каждом доме будут просто неплательщики, а это еще увеличит недостачу. Борьба с неплательщиками властями всех уровней ведётся, но вопрос не решается. Управляющая компания, не имея законов воздействия на неплательщиков не будет с ними связываться. Значит, за всё будут расплачиваться добросовестные жильцы дома, имеющие индивидуальные счётчики. А это дискредитирует саму идею индивидуального учёта и оплаты коммунальных услуг и делает установку индивидуальных счётчиков бессмысленной затеей. И ещё. Жильцы квартир, не установившие индивидуальные счётчики, по новым Правилам платят за отопление сумму, рассчитанную по формуле, указанной в п. 2 Приложения 2 Правил, в котором имеется показатель, (цитирую) «Nt – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению» (конец цитаты). Что это за норматив, кем он разрабатывается, по каким методикам рассчитывается, каков его размер и кем утверждается? Ведь может получиться так, что используя этот таинственный норматив, управляющая компания будет взимать с жильцов больше, чем будет платить поставщику тепла. Вот уж раздолье для неё! Кроме того, новое Постановление, отменив старое, однозначно не указало, что старые правила обязательны для всех сторон по всем вопросам возникающим до даты введения новых правил. Особенно это касается вопроса переплаты за прошлый год. Ведь управляющие компании могут заявить – расчёт переплаты новым постановлением отменён, что отмена распространяется на любые сроки. И опять склока, разбирательства, нервы и т. д. Дальше еще одно замечание к новым правилам нового Постановления. В формулах расчётов сумм оплат за отопление, имеется величина: Доб – общая площадь помещений дома жилых и нежилых. Необходимо добавить в скобках – жилых, нежилых и переведённых из жилых в нежилые. То есть общая площадь не должна меняться при изменении статуса площади помещений. Это надо сделать для того, что бы управляющие компании, считая общую площадь по лицевым счетам жильцов, не выбрасывали из общей площади площадь помещений переведённых из жилых помещений в нежилые. И, последнее. Установка только теплосчётчиков не ведёт к экономии тепла – сколько теплоносителя проходило через батарею без счётчика, столько же и будет проходить после его установки Пусть в многоквартирном доме имеется жилец (или жильцы), которые не установили индивидуальные счётчики и поэтому они должны платить за отопление по нормативу. Но в их квартирах на всех батареях установлены действующие вентили. И эти жильцы – нормальные люди, и они, если на улице тепло, эти батареи выключают, а если холодно – включают. То есть они не отапливают «улицу», открывая форточки, когда становится жарко, не простывают сами и их дети, бегая под этими форточками. Особенно это заметно весной, когда становится теплее, а батареи жарят по-зимнему. А платить они будут больше, чем жильцы, установившие все теплосчётчики, но реальной экономии тепла от этого не дающие. Мне кажется, вот это и есть настоящая экономия, а не кажущаяся после установки теплосчётчиков. Но, к сожалению, это не предусмотрено никакими нормативными документами. А, думается, стоило бы. К тому же установка вентилей стоила бы для жильцов гораздо дешевле и требовало бы минимальных усилий при эксплуатации. Установку вентилей необходимо поощрять любым способом. Задачу энергосбережения не решить только установкой теплосчётчиков. Мы уже проходили такое. Вспомните лозунг «Экономика должна быть экономной», отделы НОТ и анекдоты на эту тему. Все мероприятия по энергосбережению должны быть интересны всему народу, в нашем случае – жильцам. Да и законно ли разделение людей на установивших индивидуальные счётчики и людей не установивших? Из всего изложенного, по-моему, следует вывод: установка индивидуальных теплосчётчиков на все батареи ничего хорошего населению не даст, и от неё надо отказаться. Надо оставить только общедомовые приборы отопления. Не применять для жильцов, не установивших теплосчётчики, упомянутый выше непонятный норматив, а вернутся к нормативу, предусмотренному в старых правилах и рассчитываемому по описанному там принципу. Тем более это сделать просто, так как в новом Постановлении предусматривается ежемесячный расчёт суммы оплаты за отопление. Здесь рассмотрены вопросы, касающиеся только отопления. Но оплата за горячее и холодное водоснабжение тоже требует внимательного рассмотрения. Предлагаю данный материал для обсуждения и обмена мнениями. Может, я не прав?
|
|