НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Каждому свое "импортозамещение"

30 Марта 2015 г.

drink 1

Одно из смешных воспоминаний детства: советский сыр "Русский камамбер" — круглый плавленый сырок, покрытый белой оболочкой, неотличимой по вкусу от папиросной бумаги. Несмотря на полное мое тогдашнее незнакомство с иностранными сырами, подозрение, что это подлог, возникало само собой. Но публика этот "камамбер" расхватывала охотно. Впрочем, он быстро исчез из продажи. Вероятно, из-за неодолимых сложностей производства. Зато машина "Жигуль" была постоянным элементом советской жизни. Чтобы ее купить, годами стояли в очередях. Считалось, что она гораздо лучше "Москвича", поскольку ведет происхождение от итальянского "Фиата". Не берусь сказать, узнали бы фиаты 80-х годов в этом экипаже своего родственника, но советского человека даже самая приблизительная заграничность манила невероятно. И вот прошлое возвращается.

На полках не самого дешевого супермаркета, в котором отоваривается средний класс, полтора десятка сортов сливочного масла. На каждой второй упаковке – какой-нибудь европейский бренд. Внимательно читая напечатанные меленькими буковками сопроводительные надписи, узнаешь, что сделано это, конечно, у нас, но "по заказу" или "под наблюдением" соответствующей европейской фирмы. Разница в цене между псевдофирменным и обычным маслом (в среднем процентов двадцать) обозначает сумму, которую россиянин согласен выложить за иллюзию того, что "импортозамещение" его не коснулось.

Действия российского потребителя нисколько не подчиняются тому, что жужжит ему в уши хор пропагандистов. Вместо того, чтобы кинуться скупать отечественные товары, он по-прежнему ищет импортные. Мало того, хватается даже за явные суррогаты таковых.

Это тем более впечатляет, что номинальные цены, например, на продовольствие сейчас на 23% выше, чем год назад, а номинальная зарплата – всего на 5%. Казалось бы, лучшего довода, чтобы переключиться на дешевые отечественные продукты, просто нет.

Но в том-то и дело, что эти продукты не очень убедительно за себя агитируют. Иногда (хотя и далеко не всегда) они дешевле импортных или псевдоимпортных. Но под видом сыра – "сырный продукт". В колбасе вместо говядины – какие-то загадочные смеси. Рыба – несвежая и невкусная.

Первый результат продовольственного самоэмбарго – вовсе не замена импорта добротными домашними аналогами, а заполнение рынка потоком спешно изготовленных фальсификатов.

Однако упрекать за это отечественных производителей было бы глупостью. Они — нормальные люди, и действуют по логике системы. Цены на продовольствие в России были высоки даже при старом курсе рубля и еще до любых эмбарго. Расширять производство продуктов мешали вовсе не злые иностранные конкуренты, а наши собственные порядки, подавляющие инициативу и без промаха карающие за любой серьезный успех.

Сейчас ценовые выгоды для домашних производителей резко выросли, но порядки-то остались те же. Серьезные инвестиции в производство — по-прежнему крайне рискованное дело. Гораздо проще вздувать цены, на скорую руку фабриковать фальсификаты и наслаждаться сиюминутной прибылью, предоставив покупателям свободный выбор: или послушно есть, что дают, или бунтовать на коленях, изыскивая суррогаты импортных продуктов.

Что-то похожее происходит и на рынках товаров длительного пользования. Например, на автомобильном. Знаменитый уход General Motors из России понимают не совсем правильно. Из-за падения рубля спрос на машины в России действительно упал (в целом в полтора раза против прошлого года). Но со временем он опять вырастет, и GM вовсе не отказывается когда-нибудь возобновить поставки в нашу страну готовых авто. А нынешний ее "уход" — это про другое.

За ним стоит банальное нежелание заниматься так называемой локализацией производства, т.е. изготовлением на российских площадках машин под своими брендами. "Такое решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой", — с прямотой независимого от Москвы бизнесмена разъяснил ситуацию президент GM. Причины, по которым американские автопроизводители не хотят у нас инвестировать, – те же самые, по которым уклоняются от инвестиций и наши домашние производители еды.

Впрочем, не все иностранные автоконцерны рассуждают таким же образом. Многие из них, наоборот, готовы подладиться к нашей системе, воспользоваться затруднительной ситуацией, в которую она сама себя загнала, и продолжать локализацию до победного конца. С пониманием того, что придирок к качеству комплектующих можно отныне не опасаться, и что кое-как изготовленные у нас машины, пусть и несущие прославленные бренды, фактически будут суррогатами и не смогут соревноваться со своими тезками на мировом рынке. Но на российском они все равно будут господствовать. Сами их названия станут греть сердца приобретателей-россиян, а плата за пользование брендами будет капать в материнские фирмы. Такое вот импортозамещение, наводящее на воспоминания о жигулях-фиатах.

И еще одна симпатичная примета сегодняшней нашей битвы с внешним миром. Тот же GM уходит из России не полностью. Поставки машин его премиальных брендов, таких как Cadillac, продолжаются полным ходом. И вообще, покупки шикарных автомобилей (Porsche, Mercedes-Benz, Lexus, BMW) в нынешнем году в нашей державе уверенно растут. На эту категорию товаров кризис как-то не распространяется.

Ведь у богатых россиян своя стратегия импортозамещения. Все товары и услуги, все привычные удобства, которые они недополучают сейчас на Западе, должны быть предоставлены им здесь.

Например, гостиницы в российских туристических центрах сейчас полупусты — люди обеднели и сокращают свои программы отдыха. Но к люксовым отелям это не относится. Их загрузка только в столицах подскочила на четверть. Высший класс и не думает отказывать себе ни в приобретениях, ни в развлечениях, и если не может в прежних объемах получить их за границей, то берет реванш дома. Отчасти эти их забавы тоже суррогатные. Но очень дорогие.

Вот такой у нас получается изоляционизм и такое импортозамещение. Бедным классам – фальсификаты, средним классам – суррогаты, высшим классам – купание в роскоши. Каждый на своем посту.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!