НА КАЛЕНДАРЕ

Как банки должны рекламировать свои кредиты?

Валерий Филоненко, pnp.ru   
13 Июля 2023 г.

Как только не завлекают банки в свои сети клиентов, чтобы они взяли кредит. На рекламном баннере, например, крупно выделят привлекательную ставку, и напишут все остальное так, что даже с биноклем не разглядеть. Власти хотят навести здесь порядок. Так, в Госдуме уже готовятся поправки к закону о рекламе, касающиеся потребительских кредитов.

Как банки должны рекламировать свои кредиты?

  • Фото с сайта 9111.ru

Если банк, манипулируя шрифтами в кредитном договоре, ввел в заблуждение клиента, то такие действия следует квалифицировать как нарушение закона, а значит, можно рассчитывать на помощь не только квалифицированных защитников потребителей в финансовой сфере, но и российских судов. Уличенная в противоправных хитростях кредитная организация должна будет вернуть деньги клиенту, заплатить штраф за допущенные вольности и исправить свои регламенты по оформлению документов. Об этом рассказал председатель Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

Слишком маленький, чтоб понять

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила нарушения в рекламе о предоставляемом «Почта Банком» кредите, размещенной на роллерном дисплее в Москве. Об этом сообщается на сайте антимонопольного органа.

Ранее в ФАС обратился гражданин с жалобой на рекламу «Почта Банка». В ней крупным шрифтом говорилось о процентной ставке по кредиту от 4 процентов при услуге «Гарантированная ставка». Однако данные о других условиях кредита, влияющих на его стоимость и возможность оформления, в частности о сумме, сроке, условии заключения договора страхования и так далее, размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени.

«Таким образом, потребители получали неполную информацию обо всех условиях акции, определяющих стоимость кредита», — говорится в сообщении.

В ФАС проверят рекламу банка на предмет нарушения законодательства. В случае если претензия будет подтверждена, банку грозит ответственность в соответствии с законом о рекламе, уточнили в ведомстве.

Закон это не запрещает

В профессиональном сообществе подобные рекламные трюки в банковском секторе назвали характерными. По словам Олега Иванова, советника председателя совета Ассоциации банков России, в действующей норме закона о рекламе, которой руководствуются банки, устанавливается требование к тому, как должны рекламироваться финансовые продукты, включая кредиты.

«Требований к шрифту там нет. Но есть другая норма. Если банк указывает хоть какой-то ценовой параметр, то обязательно должны быть прописаны и иные параметры кредита, которые влияют на его стоимость. По смыслу вроде бы разумно, но, как правило, банки на баннерах три на шесть метров обозначают процентную ставку ноль целых одну десятую процента метровыми цифрами, а потом все остальное мелким шрифтом десять строк так, что если встанете с биноклем под этим баннером, то ничего не рассмотрите. Но норма закона выполнена. Вопрос в том, стало ли от этого кому-то легче. Очевидно, что никому», — отметил эксперт.

По мнению Олега Иванова, действующее регулирование кредитных продуктов не вполне соответствует требованиям времени. Это подтверждает следующая характерная претензия по рекламе к банкам, которая относится уже к самой сути: «Когда пишут кредит от 4 процентов годовых, но только при соблюдении определенных условий. К примеру, даем только космонавтам, а другим не даем. Если не космонавт, то для вас это будет 14 процентов. Банк наврал? Нет, сказал правду». ​

Проблема в том, что действующий закон о рекламе писался двадцать лет назад, когда не было никакого интернета и сама реклама финансового сектора была иной, напомнил эксперт. Сегодня совсем другая ситуация: большая часть потребительских кредитов заключается через мобильный банк.

«Все действующее регулирование нужно менять с учетом нынешних реалий. Как раз этой работой занимаются в Комитете Госдумы по финансовому рынку. Там готовятся соответствующие поправки к закону о рекламе именно по части потребительских кредитов, где должна быть прописана полная их стоимость. Собственно, это соответствует и приоритетам Центробанка», — подчеркнул Олег Иванов.

Наказание неминуемо

Но если с рекламой все объяснимо, то вот с кредитными договорами двойных толкований принятых норм быть не должно, считают в Госдуме. Плохо читаемый мелкий шрифт в кредитном договоре — это вполне реальное основание обратиться к правозащитникам или даже в суд, пояснил Анатолий Аксаков.

«Если условия договора прописываются, то все существенные моменты документа должны быть обозначены специально выделенным шрифтом и представлены для ознакомления. Если кто-то этого не сделал, то на него можно подавать в суд, и этот процесс будет выигран», — пояснил депутат.

Впрочем, уточнил глава комитета, сначала можно обратиться в специально созданную службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ. Здесь рассматривают жалобы потребителей не только на кредитные организации, но и на страховые компании, МФО и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Так или иначе, но замеченная в нарушениях финансовая организация должна будет вернуть клиенту деньги и выплатить штраф, при этом исправив подходы к оформлению документов, отметил Анатолий Аксаков.

Какой шрифт правильный

Хотя ГОСТ считается рекомендацией, но его можно использовать в суде в качестве доказательства намеренных действий банка или другой финансовой организации, в результате чего текст договора стал нечитаемым.

Напомним, документы в России сегодня оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендует использовать шрифты с кеглем 12, 13 и 14 (кегль — размер шрифта в типографских пунктах, которые для электронного набора приравнены к 0,35 мм).

Как следует из бюллетеня Верховного Суда № 5, с. 15 от 2001 года, документ, который фактически невозможно прочитать из-за особенностей каллиграфии или своеобразия, не может быть использован.

Согласно ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение закона о рекламе должностные лица должны выплатить штраф от 4 до 20 тысяч рублей, а юрлица — от 100 до 500 тысяч рублей.

***

Человеку все должно быть понятно о кредите, который он собирается взять. И если в части рекламной деятельности банков власти наведут порядок, потребитель окажется в плюсе. Но и самим клиентам нужно быть более осмотрительными с кредитными продуктами. Прочитать необходимо о приглянувшемся кредите всю информацию, как говорится, от корки до корки, и она должна быть понятна тоже абсолютно вся. Конечно, потребуются некоторые усилия, но это лучше, чем в итоге пропустить что-то важное и добровольно подписаться на неподъемную финансовую ношу.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!