НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Говорящая голова Берлиоза

06 Мая 2015 г.

tv 1

Телеканал "Россия-1" вырезал из сериала по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" сцену гибели Михаила Берлиоза под колесами трамвая. Первыми изменения заметили зрители, после чего тему подхватили СМИ. В холдинге ВГТРК, куда входит телеканал, корректировку объяснили невозможностью показывать "сцены насилия" в дневное время. Режиссер фильма Владимир Бортко заявил о цензуре. Эксперты, опрошенные "Росбалтом", уверены: эта история представляет собой пример самоцензуры. Но довольно странный.

"Берлиоз не вскрикнул, но вокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица. Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу Берлиоза кто-то отчаянно крикнул − "Неужели?.." Еще раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно.

Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза", – эти строки Булгакова описывают вырезанную сцену сериала "Мастер и Маргарита", снятого в 2005 году известным режиссером Владимиром Бортко при поддержке телеканала "Россия" (ныне – "Россия-1"). По мнению сотрудников холдинга ВГТРК, куда входит телеканал "Россия-1", эпизод содержит насилие, поэтому, согласно действующему законодательству, не может транслироваться на телевидении в дневное время.

Режиссер и депутат Госдумы Владимир Бортко действия коллег из ВГТРК принял близко к сердцу, назвав удаление сцены из своей киноленты цензурой. "Зачем это вырезать? Что там страшного такого?(...) Это, извините, просто нарушение Конституции, у нас нет цензуры. А что это такое? Это чистой воды цензура", – заявил он в интервью радиостанции "Эхо Москвы". По словам режиссера, договор с телеканалом запрещал монтаж итоговой версии киноленты.

Пущей загадочности ситуации придает тот факт, что фильм лишился одной только сцены гибели "председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактора толстого художественного журнала". Тогда как, к примеру, нетронутым остался эпизод, где Бегемот во время выступления Воланда в театре Варьете отрывает голову конферансье Жоржу Бенгальскому "в два поворота".

Исполнитель роли Берлиоза Александр Адабашьян также отнесся к инциденту скептически. "Очень часто такое скрупулезное, пунктуальное исполнение законов ведет к оболваниванию самого закона. (...) Любое действие требует предварительного осмысления, а не просто сиюсекундного его исполнения", – отметил он в беседе с телеканалом "Дождь".

В то же время киноведы, опрошенные "Росбалтом", объясняют мотивы, которыми руководствовались сотрудники ВГТРК, банальной самоцензурой. Так, по мнению главного редактора журнала "Искусство кино" Даниила Дондурея, удаление эпизода из сериала – это "демонстрация начальству, что канал серьезно занимается охраной здоровья и психологического, идеологического состояния населения".

"Они просто продемонстрировали, что они, как говорят уличные торговцы, бдят, отслеживают на посту. Они настоящие люди на посту. Они показывают, что они пограничники идеологической службы", – предполагает эксперт.

Он также указывает на обилие жестокости на отечественном телевидении и без сцены гибели булгаковского персонажа. "Тогда нужно снять все фильмы о войне до 23 часов, снять треть контента российского телевидения, потому что на российском телевидении убивают полторы тысячи человек в неделю. Убивают преступники, полицейские – по развитию сюжета. У нас каждый день сейчас идет 30-40 фильмов о войне. Там все время – никому об этом не говорите – убивают. Разве это не пропаганда насилия?", – говорит он.

В свою очередь кинокритик Виктор Матизен допускает, что демонстрировать отрубленную голову Берлиоза было бы "чересчур круто для дневного времени". "Никаких цензурных моральных причин, по которым эта сцена могла быть вырезана что-то я не усматриваю. Тем более, что Берлиоз — атеист, поэтому, с точки зрения церковной ортодоксии, он понес справедливую кару. Поэтому объяснять вырезание этой сцены клерикальной цензуры я бы не стал", – отметил он "Росбалту".

Главный редактор портала Filmz.ru Александр Голубчиков в контексте истории с "Мастером и Маргаритой" вспоминает удаление классической сцены из фильма Алексея Балабанова "Брат", называя это "непонятной самоцензурой". При этом он отмечает: существует мировая практика телетрансляции адаптированных версий фильмов в дневное время.

"Скажем, если у фильма стоит маркировка "12+", вроде как могут вырезать из этого фильма какие-то сцены, которые не попадают под эту маркировку, – поясняет кинокритик. – Такие случаи бывают. Категорически непонятно, до чего у нас дошло сегодня самоцензурирование и попытка отвратить зрителя от любого упоминания крови и какой-то условной "расчлененки", тогда как она присутствует в художественном произведении. Если вспомнить 1980-е годы, в детских фильмах присутствовали сцены куда более кровавые, чем те, что сейчас разрешают показывать в фильмах "16+" и "18+". Если не в советских, но голливудских точно".

Остается только догадываться, почему пострадала лишь экранизация романа Булгакова, тогда как в целом уровень жестокости на телеэкранах высок, сетует Александр Голубчиков. "В телевизионных трансляциях замазывают какие-то вещи, не предназначенные для широкого круга зрителей, но это не значит, что эти вещи нужно вырезать из фильмов, – говорит он. – Почему-то такое вот самоцензурирование: здесь – для того, чтобы показать все ужасы жестокости противоборствующих сторон на сопредельной территории, – надо усилить, а здесь – зачем травмировать несчастных бабушек, которые смотрят телеканал "Россия".

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!