НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Гадалкам и прочим шаманам могут запретить рекламировать свои услуги. Давно пора...

17 Сентября 2014 г.

gadalka

В России хотят ограничить открытую и скрытую рекламу услуг астрологов, гадалок, спиритов, магов, экстрасенсов и десятков других прорицателей на телевидении и в Интернете. Законопроект, защищающий население и информационное пространство от негативного влияния тех, кто действует под видом знахарей, парапсихологов, карма-терапевтов, тарологов, шаманов, либо "экспертов, специалистов и консультантов", готовится к рассмотрению в первом чтении в Госдуме.

 

Ограничения касаются распространения через теле и радиоканалы рекламы услуг, либо информации о деятельности людей, практикующих магию. Трансляции выпусков "специализированных радио- и телепрограмм" типа "битв экстрасенсов" - эти передачи допускается только в качестве шоу с пометкой "для развлечения". И ночами - с 23 часов до 4 часов утра по местному времени. Интернет-сайты, с запрещенной рекламой (пропагандой) "магической диагностики и воздействия на человека, его здоровье, духовный мир и имущество" предлагается временно приостанавливать или блокировать.

По данным соцопросов, примерно 20 процентов россиян, а это около 20 миллионов взрослых граждан, хоть раз в жизни да обращались к ясновидящим, экстрасенсам и целителям. А их число, по разным оценкам, превышает уже миллион человек. И работают без всякого контроля.

К тому же они не попали под поправки в закон "О рекламе", которые вступили с начала этого года. Тогда как целители, которые оказывают услуги народной медицины, обязаны получать разрешения на деятельность и соблюдать рекламные нормы (это травники, костоправы, специалисты по народным практикам массажа, применению пчел, пиявок). Их, кстати, всего 100-150 тысяч человек.

Годовой совокупный оборот, нерегулируемых услуг оккультно-магического характера, которые оказывают так называемые "бесконтактные и духовные целители" оценивается примерно в 2 миллиарда долларов. Причем две три этих средств уходят на мошенников, прикрывающихся маской экстрасенса. Цены зависят от того, насколько богат и внушаем клиент - от 1,5 тысячи за часовую консультацию парапсихолога и "до бесконечности". Такая вольница приводит к массовым злоупотреблениям, обману клиентов и нанесению им тяжелых психических травм.

Эти и другие цифры "РГ" подтвердил президент Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины, помощник председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Владимир Егоров. Он напомнил, что только за последние два года правоохранительными органами заведено около 10 крупных уголовных дел. Жертвами обмана и выманивания денег, в том числе дистанционно, через неконтролируемые государством частные и радио-интернет-телевизионые каналы, стали тысячи граждан. Нанесенный совокупности ущерб приближается к миллиарду рублей. Это только по Москве и Центральному федеральному округу.

В Госдуме оценивают ситуацию, как "раскаленную". Председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Ярослав Нилов сообщил, что к ним приходит много писем и жалоб от граждан: кто-то стал финансовой жертвой мошенников, кого-то "подсадили" на оккультные услуги, ввели в заблуждение и в итоге лишили имущества.

"Мы разделяем обеспокоенность людей", - говорит Нилов. Кстати, с 2008 года, в Госдуме перебывало уже четыре аналогичных законопроекта, но до закона ни один из них пока "не дорос".

К новому документу со стороны профильных комитетов и правового управления Госдумы, вновь есть замечания. Во-первых, в нашем законодательстве нет терминов, определяющих понятия "ворожей - экстрасенсов-парапсихологов и иже с ними "консультантов" оккультных наук. Не определены признаки их деятельности, информацию о которой предлагается запретить. А это значит, что и дальше маги и экстрасенсы могут просто "менять" названия.

В связи с этим возникает еще одна проблема - невозможность практического применения запретов, администрировать и контролировать участников этого рынка, говорит юрист Госдумы Егор Красноперов. Такой же точки зрения придерживаются в Федеральной антимонопольной службе. В письме ФАС от 30 сентября 2011 года "О рекламе оккультных услуг" так и говорится: "В настоящее время законодательство РФ о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы оккультных услуг, в том числе услуг астролога, ворожбы и т.п". Более того, мистические услуги астрологов, спиритов, гадалок, магов, экстрасенсов даже числятся в государственном Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), который разработан Росстандартом. Однако эти "профессии" не имеют ни критериев аттестации, ни контроля за достоверностью и качеством предоставляемых услуг, ни государственных учебных программ по подготовке специалистов.

По мнению авторов законопроекта, эту ошибку, позволяющую бесконтрольно "поставлять" шаманов и гадалок, надо срочно исправить, урегулировав законодательство. Опрошенные "РГ" эксперты тоже считают, что откладывать "на потом" документ нельзя. Массовое распространение информации, пусть и на правах рекламы, об услугах колдунов манипулирует сознанием людей, а "использование сверхъестественных способностей или сил" все шире "захватывают" информационное пространство. Включая, смс-рассылку. Что касается терминологии, то, по словам Владимира Егорова не надо пытаться трактовать термины "гадалки и экстрасенсы".

Логичней и проще в первую очередь ввести запрет рекламы любых услуг по воздействию на третьих лиц без их ведома. Речь идет о запрете объявлений по любовным приворотам и отворотам, "уничтожении соперников, бизнес-конкурентов", "установлению позитивных отношений на работе с начальством" и т.д. Также, по его мнению, нельзя использовать в стране рекламу оккультно-магических услуг с целью оздоровления, если эти методы не относятся к народной медицине. Да и контролировать, считает Егоров, этот рынок возможно - у нас и сейчас вполне действенное законодательство о защите прав потребителей - по заявлениям граждан и организаций в ФАС либо в правоохранительные органы проводятся проверки, которые нередко заканчиваются возбуждением административных дел против нарушителей.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!