«Если бы не Путин, у нас было бы страшнее, чем на Украине» |
03 Апреля 2015 г. |
Репортажи и фильмы Аркадия Мамонтова всегда вызывают громкий резонанс. Он рассказывал о гибели подлодки «Курск», «шпионском камне», деле Pussy Riot, войне на Украине. А еще Аркадий Мамонтов снимает документальные картины о православной вере и русских святынях. Но разговор мы начали с его фильма-расследования «Олигарх», недавно прошедшего на экранах ТВ, — о крупнейшем украинском бизнесмене и владельце собственной армии Игоре Коломойском. Культура: Ваше расследование нарисовало зловещий портрет Коломойского. И в то же время возникло ощущение, что в Днепропетровске у него есть народная поддержка. Как это объяснить? Мамонтов: Не думаю, что его поддерживают. Народу там на самом деле все равно. У нас в фильм не вошел один синхрон с таксистом. Он говорит, что Коломойский просто всех купил. Это правильная оценка. Таксисты всегда все знают. В начале украинской войны люди действительно испытывали благодарность к Коломойскому за то, что в Днепропетровске не было стрельбы. И в то же время те, кто выступал против киевской хунты, пострадали. Людей кидали в ямы, утаскивали на тренировочные базы батальонов националистического «Правого сектора», там пытали и расстреливали. Преступления, которые совершил Коломойский и его команда с Корбаном (Геннадий Корбан — руководитель аппарата Коломойского, на Украине его называют рейдером № 1. — «Культура»), еще требует большого расследования. Вы не представляете, какие там нарушения прав человека происходили. То есть Коломойский не будет собирать народное вече, как предсказывают некоторые эксперты? Мамонтов: Какое вече! Он не пассионарий, который готов что-то делать для народа. Волнуется только о своих деньгах и личном благополучии. Человек просто боится за свои бабки. А деньги у него в Америке и в Европе, в том числе в Швейцарии. Американцы всегда могут эти деньги конфисковать — он это понимает. Из Вашего фильма следует, что Украину погубили олигархи. Что это за тип людей? Мамонтов: В данном случае — дети перестройки, спекулянты, которые благодаря неумной политике встали во главе Украины, обломка великого государства — Советского Союза. Коломойский, Порошенко, Яценюк — это пигмеи политики. Спекулянты у власти. Раньше они шли по статье «расхищение соцсобственности», ими занимался ОБХСС. А сейчас руководят несчастной Украиной. Разворовывают остатки, грабят народ. Поражает, что украинцы все это терпят... Мамонтов: Идет агрессивная и циничная промывка мозгов. Американцы снабжают деньгами олигархов. Те щедро платят за пропаганду. Все дело в телевизоре и интернете. То есть, пока мы не вернем сознание украинцев в нормальную реальность, там не будет перемен к лучшему? Мамонтов: Абсолютно верно. Украина — это наша общая родина, потому что Киев — «мать городов русских». Трагедия в том, что сейчас там узурпировали власть фашисты и националисты, компрадоры — люди, которые не являются патриотами своей земли. Там всем заправляют американцы. Это страшно. Украина — это наше Большое Косово. Я не знаю, что будет дальше, как будут развиваться события. Я не пророк, делаю, что умею. Снимаю фильмы, чтобы рассказать людям правду. Давайте поговорим о Ваших фильмах. Например, о гибели подводной лодки «Курск». Прошло 15 лет, а тайна этой трагедии не раскрыта. Не собираетесь вернуться к этой теме? В народной памяти боль жива до сих пор... Мамонтов: Волей судьбы наша съемочная группа оказалась в августе 2000-го в том районе, где случилась трагедия. Мы освещали сначала спасательную, а потом поисковую операции. Сделали все, что смогли. После этого выпустили фильм, и его показали по телевидению. А в 2010 году по просьбе родственников моряков, геройски погибших на лодке «Курск», мы сделали фильм «Курск». Десять лет спустя». И рассказали историю некоторых членов экипажа. Показали их родственников, подросших детей, поговорили. Получился фильм-воспоминание. Вернуться к этой теме? Не знаю. Гибель «Курска» выявила, в каком плачевном состоянии находилась тогда наша армия. Прошло 14 лет, мы пережили Крымскую весну и теперь гордимся своими вооруженными силами. Вы согласны, что ситуация изменилась в лучшую сторону? Мамонтов: Конец ХХ века стал для нас страшным испытанием. Российская армия была надломлена. А это хребет государства. И если бы не президент Владимир Путин, который пришел на смену Борису Ельцину, думаю, мы бы уже давно не жили в единой стране. У нас была бы Украина, только в десять раз хуже и страшнее. Это был бы кровавый кошмар. Но нам повезло. Верховная власть сумела собрать страну буквально по кусочкам. И начала заниматься реорганизацией армии. Да, с ошибками, метаниями из крайности в крайность. Если вспомним Сердюкова, то можно сказать, что он сыграл и положительную, и отрицательную роль. Сейчас русская армия переживает настоящий ренессанс. Надеюсь, что и дальше так будет, несмотря на экономический кризис. Безопасность и вооруженные силы — это самое главное. В 90‑е годы Вы работали на НТВ Владимира Гусинского. Что бы о нем ни говорили, но при нем была создана замечательная репортерская школа и лучшая на тот момент телекомпания. Которая, правда, во многом обслуживала и становление олигархического капитализма в России. Как Вы сейчас оцениваете феномен НТВ? Мамонтов: Я бы не стал посыпать голову пеплом, что вот, мол, работал на НТВ. Это была классная компания. Гусинский собрал настоящих профессионалов. Начинал с нуля. Когда к нему пришли и сказали, что есть предложение создать независимую компанию, он взялся за это дело. «Лихие 90-е» — это эпоха и разрушения, и созидания. НТВ был первым опытом негосударственного телевидения в нашей стране. Нужно ценить то положительное, что было в том десятилетии. В прошлом всегда присутствует и плохое, и хорошее. Я с гордостью и пиететом вспоминаю людей, которые там работали. У меня нет к ним профессиональных претензий. Есть человеческие — к одному персонажу, но это не имеет отношения к нашему разговору. НТВ — это было нечто новое в медиасреде, там было престижно работать. Приобретенный опыт много дал для профессионального роста. Если честно, Вам жаль, что Гусинскому не нашлось места в новой России? Мамонтов: А почему в новой России не нашлось места Березовскому и Ходорковскому? Это политический вопрос. Владимир Гусинский приезжал в Россию, потом уезжал. Я к тому времени уже не работал на НТВ и не следил за этим. Считал и считаю, что политика должна быть отделена от профессиональных, журналистских вопросов. Я не любитель смешивать в одном стакане две эти разные жидкости. В Ваших фильмах Вы всегда касаетесь болевых точек нашей жизни. Одна из них — российская оппозиция, которая ведет себя как «пятая колонна». Может ли наша оппозиция играть конструктивную, а не разрушающую роль? Мамонтов: Я снимал про оппозицию, но не делал таких фильмов, как «Анатомия протеста». Почему-то все время говорят, что этот фильм снял я — это неправда. Теперь, собственно, к вашему вопросу. Если оппозиция патриотичная, существует на деньги, которые ищет внутри России, выражает интересы части народа, который в чем-то недоволен властью, — это настоящая оппозиция. А те, кто поет с чужого голоса на американские деньги, получает инструкции в посольстве США или выезжает на американские же деньги в Прибалтику, Польшу, где их тренируют завзятые русофобы, — для меня это не оппозиция. Это противник. А что Вы думаете о гибели Бориса Немцова? Мамонтов: Пока рано делать какие-то выводы. Идет следствие. Все очень неоднозначно. Я бы не хотел пока комментировать — это было бы несолидно, неоправданно и провокационно. Сегодня на слуху еще одно громкое дело — губернатора Хорошавина. Возникает ощущение, что не все благополучно с главами регионов. С одной стороны, есть настоящие народные губернаторы, такие, как, например, Евгений Савченко, с другой — личности, подобные Хорошавину. Вы не планируете снять фильм-расследование о коррупционерах? Мамонтов: Хороший вопрос. Но зачем же мы сейчас будем раскрывать все наши тайны? Ведь Вашу газету читают разные люди. Вы согласны? Конечно. Мамонтов: Ну вот, я ответил на ваш вопрос. А о каких «несекретных» новых проектах Вы можете рассказать нашим читателям? Мамонтов: Сейчас мы делаем фильм «Одесса. Новая Хатынь. Часть 2». О том, что произошло год назад в этом городе. Мы пытаемся разобраться — что это было? Продуманная провокация с убийством людей, их сожжением? Или трагическая случайность? И еще делаем фильм, посвященный Дню Победы, — про святого Георгия Победоносца. Ваша душа отдыхает на фильмах, рассказывающих о православной вере? Мамонтов: Вы правы... Как возникает замысел таких картин? Мамонтов: (Долгая пауза.) Всякое дыхание да хвалит Господа. Всем надо молиться и хвалить Господа. Это самое главное для человека. Мир русских святых и святынь неисчерпаем. Как Вы выбираете тему? Мамонтов: Я не могу ответить. Мною движет интуиция. Возникает импульс. Это могут быть слова священника или монаха в разговоре, книга или молитва. Это происходит само собой и это невозможно объяснить. Очень сильное впечатление произвел Ваш фильм, посвященный Иоанну Кронштадтскому. Будете и дальше рассказывать о христианских подвижниках? Мамонтов: Хотелось бы сделать фильм о наших святых ХХ века. О Соловецком монастыре, Соловецких островах, о русской Голгофе. Как Бог даст. О подвиге новомучеников люди знают еще недостаточно. Не могут назвать их имена... Мамонтов: Да, эта тема не исследованная. И неисчерпаемая. Я считаю, что об этом надо снимать фильмы. Нашелся бы спонсор — человек, который дал бы деньги на серию фильмов о новомучениках России, было бы замечательно. Новомученики и исповедники ХХ века — это очень важный и сильный пример для нашего и будущих поколений. Потому что очень часто людям навязываются неправильные модели поведения, антикумиры и даже антиобщественные явления. Люди клюют на это. И сгорают от ложного авторитета, который им показывают: «Вы так себя должны вести». Внушается мысль, что главное — потребление и развлечения: «Живите здесь и сейчас». А жизнь — она по-другому выглядит. Душа, как говорил Тертуллиан, всегда христианка. И наш путь к Богу идет через молитву, философские размышления и осмысление судеб людей, которые отдали жизнь за веру, были исповедниками в ХХ веке, в самый страшный период официального атеизма и репрессий. Фильмы на эту тему очень нужны. Это можно красиво сделать, используя современные телевизионные технические средства. Но дорогое удовольствие, конечно. Некоторые считают, что Русская православная церковь стала играть слишком большую роль в нашей жизни. Вы снимали фильм, обличающий Pussy Riot. Поразительно, но их дело живет. Постоянно возникают «мастера культуры», которые используют кощунство и провокацию как художественный метод. И что удивительно, часть творческой интеллигенции это поддерживает... Мамонтов: Если кто-то поддерживает — это их выбор. Кощунницы из Pussy Riot совершили нападение на сакральный символ нашей веры. Каждый нормальный православный человек должен защищать свои святыни. Да и верующий любой другой религии будет защищать свои храмы, будь то мусульманин, иудей или буддист. Вера дана от Бога. Бог поругаем не бывает. И мы не можем отойти в сторону и смотреть, как гадят в наших храмах. Это все равно, что отойти в сторону и смотреть, как вломились в твой дом чужаки в день рождения вашей матери и устроили безобразие на столе — перед ней. Я это терпеть не могу. Церковь — наша мать в сакральном смысле этого слова. Вот и все. А за коллизией вокруг «Тангейзера» в Новосибирске Вы следите? Мамонтов: Этот режиссер просто пигмей. И те, кто его поддерживают, пигмеи. Они ничего не могут сочинить сами, а просто берут сакральный символ и в чужом произведении начинают грязной ложкой возиться. Или возьмите того же «Левиафана». Режиссер выбрал самый простой путь, чтобы выслужиться и получить деньги. По принципу: чем скандальнее, тем лучше. Хочется спросить: что же вы делаете со своей психикой, со своей душой? Топчете ее, издеваетесь над ней. Это не в традициях русской культуры и русского народа. И правильно делают люди, что выступают против этого ужаса. Больше надо митингов, больше протестов. Больше писать и говорить про это. Нельзя отдавать на поругание псам свою веру. Иначе эти псы потом разорвут вас и ваших детей. И все будет, как на Украине.
|
|