Чужая свадьба |
08 Октября 2015 г. |
Мэрия Грозного утвердила правила организации традиционной чеченской свадьбы. Согласно документу, выполнять их должны юридические и физические лица, занятые в сфере организации и обслуживания свадеб в ресторанах, банкетных залах и на дому. Этим распоряжением на чеченской свадьбе запрещены стрельба из любого вида оружия, появление в нетрезвом виде и в "несоответствующей чеченскому менталитету" форме одежды, вольные реплики и действия, а также "различные неприличные движения (акробатические элементы и т.д.)". "Стало практиковаться заимствование некоторых обрядов у представителей других культур. В частности, это танец невесты, разрезание торта, одновременный выход в танцевальный круг нескольких пар. Оставляет желать лучшего и внешний вид гостей. Многие юноши и девушки одеваются неподобающе своей религиозной и национальной принадлежности", — сообщается на официальном сайте департамента культуры мэрии города. В случае неисполнения правил ответственные лица должны нести ответственность, говорится в документе. "В случае выявления некорректных действий гостей праздника администрация обязана вызвать наряд полиции", — заключили авторы свода правил. Примечательно, что в день появления этого документа лидер Чечни Рамзан Кадыров потребовал от владельцев свадебных салонов республики прекратить продажу и прокат "слишком открытых" свадебных платьев. "В последнее время у невест стало модным надевать на европейский манер слишком открытые платья. Это неправильно и не имеет ничего общего с чеченской культурой", — заявил глава республики. Нововведение в северокавказской республике вызвало удивление и резонансное обсуждение за ее пределами. Основной вопрос, который возник – что чеченские власти будут делать с теми, кто не станет придерживаться навязываемых правил? Политолог, руководитель клуба "7 Ноября" Дмитрий Якушев полагает, что такой "регламент" абсолютно незаконен. "Фактически все написано в форме запрета: запрещается употреблять спиртное; так танцевать можно, а так нельзя; и еще прописано, что в случае нарушения должна быть вызвана полиция. Фактически Чечня давно живет вне правового поля Российской Федерации, но это результат того разложения и распада, когда власть на высшем уровне позволяет себе беззаконие, поворачивает законы как нравится, и она не может запретить сильным губернаторам, когда им тоже чего-то хочется. Страна приобретает черты "феодального" образования, где местные царьки могут позволить себе любое издевательство, любую трактовку закона, как им нравится", — констатировал общественный деятель. Якушев напомнил, что за последние годы общество было свидетелем, когда федеральная власть открыто вольно обращалась с законами: когда посадили по уголовному делу танцовщиц из Pussy Riot, хотя их действо не выходило за рамки административного правонарушения, зато сделали неподсудным министра обороны Сердюкова и выпустили из заключения Васильеву. "Власть уже не скрывает, что закон для народа, а кругу "неприкасаемых" можно делать что угодно. Это уже не никак не камуфлируется. Вот никто и не одернет Рамзана Кадырова, никто не скажет ему – ты что, с ума сошел?.. Вот к чему мы пришли", — подчеркнул Дмитрий Якушев. Известный адвокат Дмитрий Аграновский, напротив, полагает, что нарушителям "этикета" в Чечне вряд ли будет грозить какое-то наказание по закону, хотя возможна общественная обструкция. "Общество регулируется не только законами, но и традицией и моралью. Рекомендации грозненской мэрии носят именно рекомендательный характер. Конечно, если человека будут заставлять каким-то образом одеваться, вести себя, это будет незаконно. Но надо учитывать, что традиции и мораль различные в разных регионах. Если взять некоторые теократические государства – мусульманские или Израиль – то там может просто сложиться такая обстановка вокруг нарушителя морали, когда ему станет просто некомфортно. Не могу предсказать – как далеко может зайти уровень давления в чеченском обществе, но все же думаю, что никому ничего не угрожает", — предположил Дмитрий Аграновский. Правовед, представитель тюменского отделения Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев, ознакомившись с документом грозненской мэрии, предположил, что городские чиновники вышли за рамки своих полномочий. Кораблев напомнил, что мэрия города Грозный – это не государственный орган, а орган местного самоуправления. "Он может принимать решения только по вопросам местного значения. Перечень этих вопросов приведен в ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако ни под один из этих вопросов это странное распоряжение не подпадает. Более того, многие задачи органов местного самоуправления могут быть прямо-таки подорваны этим распоряжением! Как же, например, осуществлять "создание условий для организации досуга" (п.12 ч.1) или "создание условий для массового отдыха жителей поселения" (п.15 ч.1)?! И потом, кто знает, чем это может обернуться? А ведь органы местного самоуправления, в том числе мэрия Грозного, обязаны участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8 ч.1). В общем, очевидно, это этот муниципальный правовой акт издан не по вопросу местного значения. Тут дело не в территориальной ограниченности его действия, а именно в сути вопроса", — пояснил правовед. Кораблев отметил, что ему интересно было бы посмотреть документы муниципального образования Грозный на предмет того, какая процедура у них установлена для разработки и внесения проектов муниципальных правовых актов. Обычно в муниципальных образованиях эти проекты должны проходить согласование, в том числе и правовое. А после издания все муниципальные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. "Обычно регионы принимают законы об этих регистрах, согласно которым муниципальные акты проходят экспертизу на уровне субъекта Федерации. Возможно, такой закон есть и в Чечне. Из региональных регистров состоит Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. То есть на любом из этапов это распоряжение, если будет признано изданным с превышением полномочий, может быть опротестовано прокуратурой или обжаловано в суд", — напомнил правовед. Кораблев обратил внимание, что вопрос об ответственности неслучайно в документе не раскрывается подробно. "Совершенно непонятно, какая санкция предусмотрена за нарушение данного распоряжения. И пока этого нет, документ остается пустым звуком. Особенно смешно выглядит его концовка: "В случае выявления некорректных действий гостей праздника, администрация обязана вызвать наряд полиции". Даже не прописано, что "в случае нарушения данного распоряжения", а просто "некорректных действий". Но главное не это, а то, зачем вызывать наряд полиции? У полиции есть определенные цели, предусмотренные ст. 1 Федерального закона "О полиции". Она создана для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В данном случае ничего из вышеизложенного не происходит. Другое дело, если бы ответственность была административной, а не муниципально-правовой, и устанавливалась бы на уровне республики, а не города – тогда полиция имела бы право привлекать к административной ответственности", — объяснил эксперт. Андрей Кораблев предположил, что на данный момент документ носит скорее декларативный характер и вряд ли рассчитан на реальное применение в системе правового регулирования. История новейшей Чечни уже знает примеры, когда недостаток закона компенсировался действием "улицы": женщин, не носивших платки, обстреливали из пейнтбольных ружей, "неканоничные" изображения на уличных рекламных плакатах срывались, а офис правозащитного "Комитета против пыток" подвергся погрому. Есть обоснованные опасения, что и в случае со свадьбами инициативу могут начать проявлять некие "активисты". Впрочем, известно, что департамент культуры Грозного уже и сам организовал проведение рейдов по свадьбам. В связи с новыми ограничениями личной жизни в Чечне высказываются предположения, что многие чеченцы предпочтут теперь играть свадьбы за пределами родной республики. Словно финны, которые в условиях сухого закона в их стране приезжали напиваться в северную российскую столицу. Также вспоминаются времена "антиалкогольной кампании" и "трезвые свадьбы" в позднем СССР: когда молодожены и гости один день "на камеру" праздновали безалкогольную свадьбу, а пили и гуляли на следующий день, когда телеоператоры уходили. Возможно, подобную "двойную мораль" мы теперь увидим и в Чечне.
|
|