НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-08-22-03-21-35
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение...
2025-08-22-02-04-50
«Американские горки» российской истории.
2025-08-29-04-32-53
Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
2025-08-29-02-58-20
«Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и...
2025-09-11-02-55-45
155 лет назад родился Александр Куприн.

Чистая суббота. Навстречу экологическому, бывшему коммунистическому

23 Апреля 2015 г.

В Толковом словаре Владимира Даля субботник – это поминальная книга, читаемая в монастырях по субботам. В другом значении субботник – это обычай сечь в школах и семинариях по субботам нерадивых школяров: «зададут тебе субботника, будешь помнить!». Ветхозаветное толкование субботы означало, что в седьмой день недели иудеи должны были оставлять всякий труд, посвящая субботник богоустановленному покою, что ассоциировалось с сотворением мира и освобождением от египетского рабства.

Спустя тысячелетия «слово и дело» объединились в советской России. В ночь с субботы на воскресение 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная 13 коммунистов и двое беспартийных остались после работы чинить паровозы. Добровольцы бесплатно работали до утра и отремонтировали три паровоза. Их почин был подхвачен и стал одним из направлений коммунистической пропаганды. Субботники были неотъемлемой частью советского политического пейзажа.

Первый субботник в Иркутске прошёл 14 марта 1920 года. Бойцы 30-й дивизии укрепляли берег Ушаковки, спасая город от весеннего половодья. Через неделю, 21 марта – новый субботник: разгрузка вагонов. Субботники стали обыденностью: летом и осенью 1920 года в Иркутске прошло 16 субботников. Об одном таком «празднике коммунистического труда» (строительство железнодорожной ветки для подвоза дров), была послана телеграмма Ленину: «Сегодня отпраздновали открытие подъездного пути к паромной переправе вагонов через реку Ангару прямо в город Иркутск, что даёт громадное сбережение гужевого транспорта и обеспечит подвозку топлива заводам и учреждениям Иркутска. Работа начата и кончена красноармейцами Пятой Армии при участии рабочих. Насыпано 6000 кубов земли, 1500 вагонов балласта, исполнено плотничьих работ 2000 погонных сажень брёвен и 2000 погонных сажень досок. План ветки был намечен ещё при царе, но его выполнить сумела только советская власть. Собравшиеся на праздник труда рабочие и красноармейцы приветствуют Вас - первого строителя Советской России».

Понятие субботник вошло в словари и некоторых стран. В английском subbotnik трактуется как добровольные неоплачиваемые работы советских людей по очистке улиц от мусора, во французском - samedi communiste и немецком – kommunistische Sonnabend – (коммунистическая суббота). В период «развитого социализма», «неоплачиваемые работы по очистке улиц от мусора» назывались ленинскими, так как посвящались дню рождения вождя. 1 мая 1920 Ленин и сам был участником Всероссийского субботника: помогал переносить бревно от Оружейной палаты до Царь-пушки. Сначала это вызвало неподдельное восхищение, а со временем стало поводом для анекдотов. Ленин был не только практиком, но теоретиком субботников. В статье «Великий почин» он утверждал, что субботники – это новое, коммунистическое отношение к труду, «фактическое начало коммунизма». И как итог – одна из множества ленинских формул коммунистического общества: «Коммунизм – есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных объединений, использующих передовую технику». Что-то похоже на ветхозаветное: сотворение нового, коммунистического, мира людьми, освободившимися от буржуазного рабства.

Но кроме возвышенной (созидание коммунизма) цели, субботник имел и чисто утилитарную – способ преодолеть разруху, главным виновником которой была сама большевистская власть. Декрет «О рабочем контроле», обнародованный 14 ноября 1917 года, предполагал, что пролетариат, осуществляя контроль, сумеет наладить эффективное производство. На деле вышло наоборот. Рабочий контроль российский пролетарий понял просто: я власть, делаю, что хочу, беру, что мне нужно. Вот пример такого контроля: «Я явился на завод и начал осуществлять контроль,- рассказывал один из петроградских рабочих,- открыл несгораемый шкаф, чтобы взять на учёт деньги. Но денег там не было». Распоряжения совнаркома, основанные на декрете «О рабочем контроле» совершенно дезорганизовали работу промышленности, о чём в мае 1918 года с тревогой предупреждал председатель ВЦСПС М.Томский: «Падение производительности труда в настоящий момент дошло до той роковой черты, за которой – разложение и крах».

Со временем «свободный труд свободно собравшихся людей» (определение субботников В.Маяковским) стал простой формальностью, неоплачиваемой работой, если угодно,- коммунистической формой эксплуатации трудящихся. Участники субботника, особенно во времена застоя и запоя, вовсе не жаждали «влить свой труд в труд своей республики», а наоборот, жаждали влить в себя и желательно - покрепче и побольше. Нормальная защитная реакция людей на всеобщую ложь.

  • Расскажите об этом своим друзьям!