Бульдозер как инструмент реформирования |
16 Декабря 2010 г. |
Мне понадобился Закон «О ветеранах». Новейшую версию пришлось взять из Интернета. При беглом просмотре бросилось в глаза, что почти каждый абзац сопровождается ссылками: пункт такой-то утратил силу или приводится в редакции Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Пришлось посчитать – всего 109 ссылок. Не проще ли было написать с учётом всех изменений новый закон? Правда, в этом случае изменились бы даты его прохождения через Федеральное Собрание, да и подпись под законом была бы «В. Путин», а не «Б. Ельцин», что, кстати, было бы справедливее. Нельзя же подпись президента воспринимать как пустую формальность. Редко, но случается, что президент отказывается подписать закон. В данном случае подпись Ельцина не только подтверждает те правовые нормы, которые содержались в первой редакции закона, но и те, которые были внесены в закон без его ведома. В таком случае говорят: некорректно как-то. Количество поправок со ссылкой на Закон № 122-ФЗ дало основание предположить, что команда реформаторов прежде всего направила усилия на вовсе не безобидную правку терминологии закона. Понятия «льгота» и «социальная защита» оказались неприемлемыми для реформаторов. Льгота и социальная защита воспринимаются как непререкаемый факт, как преимущество, заслуженное гражданином и признанное государством. А социальная поддержка – это подачка, которая то ли будет предоставлена, то ли нет. Тем самым чиновникам негласно была поставлена задача: искать, в каких случаях можно в социальной поддержке отказать вообще или основательно её урезать, что и делается, особенно при внесении поправок в действующее законодательство. В таком архисерьёзном деле, как внесение поправок в Закон «О ветеранах» сложилась анекдотическая ситуация. Закон обозначил правовое поле льгот и преимуществ для ветеранов. И это поле горе-реформаторы решили, образно выражаясь, перепахать. Для надёжности на льготы направили бульдозер, управление которым доверили ... пьяной обезьяне. Случайность? Едва ли. Ведь кто-то же её туда посадил! Сделаем вид, что этот «кто-то» нам неизвестен, и на этом закончим предположительные размышления, хотя читателей в желании думать дальше ограничивать нельзя. Перейдём к анализу. Перед нами брошюра с первоначальной редакцией Закона «О ветеранах» (изд. дом ИНФРА-М, М.,2000 ), рядом – последняя версия закона из Интернета. В п. З и 4 ст. 11 было сказано: «3. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. 4.Федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными». Сравниваем с последней версией закона, где находим: «Пп. 3–5 ст. 11 утратили силу – Федеральный закон от 22.8.2004 г. № 122-ФЗ». Комментарии, как говорится, излишни. Было требование закона (!), и не стало. Современные средства создания печатных документов позволяют сделать это простым нажатием кнопки «Удалить». Зато «команда» Зурабова сразу посчитала, что у неё развязаны руки, и в дальнейшей работе над Законом № 122-ФЗ можно делать всё, чего левая нога захочет. Остановимся на примере. В РСФСР действовал Закон № 1799-1 от 24.10.1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Простой закон, который требовал: если текущее значение инфляции достигало 6% правительство было обязано издать постановление об индексации на эту величину зарплат, пенсий и банковских сбережений, чем сохранялась их покупательная способность. Пунктом 5 ст. 156 Закона № 122-ФЗ Закон № 1999-1 был отменён. С этого времени, уважаемые граждане, не стало закона, который бы обязывал правительство проводить индексацию, привязывая её к инфляции, и наше правительство делает теперь индексацию как снисхождение к народу, постоянно ссылаясь на свои «возможности», которые почему-то всегда находятся на очень низком уровне. Добавьте к сказанному тот факт, что правительство свои решения основывает на недостоверных, всегда заниженных данных об инфляции, на что регулярно указывают независимые эксперты. Ведь статистические органы подчинены правительству, хотя, рассуждая логически, их следовало бы сделать независимыми, как, к примеру, Счётная палата Российской Федерации. Не так давно с экранов телевидения в выступлении В. Путина прозвучало обещание увеличить военным пенсионерам ежемесячные пенсии на 1000 рублей. Мы не располагаем стенограммой разговора В. Путина с выдающимся министром финансов А. Кудриным по этому вопросу, хотя разговор такой должен был состояться. Подобная стенограмма приводилась в одной из прошлых публикаций (в тот раз шёл разговор о стоимости продовольственного пайка военнослужащих, которая входила в расчёт пенсий). Тогда разговор закончился не в пользу пенсионеров, и к этому мы в будущем вернёмся. А пока, судя по результату, чем кончилась эта встреча, диалог между премьером и министром финансов мог выглядеть так: – Господин Кудрин! Надо повысить пенсии военным пенсионерам. – Владимир Владимирович! Тысяча рублей – это много. Помните, мы им повышали пенсии на 240 рублей? – Да, помню. Многие ту прибавку пытались вернуть правительству... – Предлагаю: добавить 760 рублей, в сумме будет та тысяча, которую Вы пообещали. А мы ломаем голову, откуда взялась такая сумма! Из огражданенного военкомата позвонили: вы получили прибавку к пенсии 1520 рублей, но это за два месяца, дальше будет 760. Вот и стал ясен стиль работы правительства. Ещё одна выдержка из Закона «О ветеранах», на которую наехал бульдозер реформаторов. В П. 2 ст. 22 была ясная формулировка «4/ – бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов...». Иркутские ветераны, к примеру, бесплатно пользовались московским метро. А теперь: «Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации». В результате этого правового пинка подавляющая часть ветеранов оказалась по своему статусу рангом ниже с потерей части своих прав на льготы. Иркутский ветеран перестал быть желанным льготником не только в столице, но и в любом городе России. В метро его просто не пустят, а контролёр с «местечковым» патриотизмом имеет право подумать, а то и сказать: – Куда со свиным рылом в калашный ряд?! – есть такая русская пословица. Обиженный, но активный ветеран может сделать попытку отстоять свои права высших судебных инстанциях – в Верховном или Конституционном Суде России. Суды, как это декларируется, подчиняются только закону, но судьи – это люди, которые служат режиму, хотя и с оглядкой на закон, и каждый из них понимает: не будешь служить режиму – не будешь судьёй. В угоду режиму суд может вступить в противоречие даже с самим собой. Упоминавшийся выше закон об индексации № 1799-1 31.5.1993 г. Конституционным Судом РФ был признан соответствующим Конституции России, а 15.5.2006 г. этот же суд признаёт конституционность Федерального закона № 122-ФЗ, которым закон № 1799-1 отменяется без равноценной замены. Парадокс? Отнюдь! Примеры можно продолжить. Много раз приходилось участвовать в митингах и демонстрациях, где озвучивались лозунги и принимались резолюции «Правительство в отставку!» Это не экстремизм, а требование работать лучше, в первую очередь не забывая об интересах граждан России. Ветераны не последние в числе тех, у кого есть претензии к власти. Ничто не вечно в этом мире. Если система власти и управления несостоятельна, она обречена.
|
|