НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Битва за зрителя

10 Июля 2015 г.

Стали известны цифры сборов российского кинопроката в первом полугодии. Они не радуют глаз и душу. Ни кинопрокату в целом, ни отечественному кинематографу не удалось совершить рывок. Более того, сборы российских фильмов снизились по сравнению с первым полугодием 2014-го на 3,3%. Это в рублях, в валюте падение куда драматичнее. Общие кассовые сборы при этом выросли на 3,7%, но тоже только в рублях — и за счет иностранного кино.

Из вышедших в прокат 59 российских картин окупились, если считать в валюте, только три ленты. Это анимационный хит «Три богатыря: Ход конем» с бюджетом 3,5 млн и сборами 17,01 млн долларов, комедия «8 новых свиданий» с бюджетом 2,3 млн и сборами 7,46 млн и, наконец, драма «Духless-2» со сборами 7,9 млн и бюджетом 4 млн долларов. При этом «Духless-2» окупился весьма условно, ведь ровно половину выручки продюсеры фильмов оставляют кинотеатрам. Так что вторая часть эпопеи про похождения удачливого топ-менеджера Макса в исполнении харизматичного Данилы Козловского в лучшем случае вышла в ноль.

В рублевом выражении прибыльной стала также военная драма «Битва за Севастополь» с бюджетом 124 млн рублей и сборами 435 млн. Остальные 55 российских фильмов принесли продюсерам и госказне одни убытки. Так, блокбастер «Территория» по одноименному роману советского писателя Олега Куваева при бюджете 18 млн сумел вернуть только 1,5 млн долларов. Историческая драма «Батальонъ» собрала неплохие 7,76 млн, но стоила порядка 10 млн все тех же «зеленых». Драма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» заработала 80 тысяч долларов при бюджете 4,7 млн. Своеобразный антирекорд установила комедия «Бесславные придурки», которая собрала в прокате... порядка 400 долларов и которую посмотрело на большом экране 73 человека. Всего же убытки киноиндустрии по итогам полугодового проката составили около 142 млн долларов.

Увы, российский кинематограф продолжает оставаться убыточным, дотационным. И тому много причин. Во-первых, у нас не развита традиция развлекательного, зрелищного кино, да и бюджеты такого рода фильмов несопоставимы с голливудскими. И тем режиссерам, которые работают на развлекательной ниве, трудно конкурировать с блокбастерами типа «Мститель: Эра Альтрона», «Форсаж-7», «Мир Юрского периода», «Пятьдесят оттенков серого», которые в истекшем полугодии сорвали кассу в российском прокате.

Во-вторых, наши зрители за последнюю четверть века отвыкли смотреть серьезное авторское кино, которым по-прежнему сильна отечественная киношкола. И громкий провал в прокате уже упоминавшегося фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками», ранее завоевавшего «Серебряного медведя» на фестивале в Берлине, — очередное тому подтверждение.

В-третьих, несмотря на принимаемые меры, продолжается утечка новых фильмов в интернет, и потенциальные зрители не доходят в кинотеатры, предпочитая скачивать интересующие их картины на пиратских ресурсах. В итоге за полгода на все 205 фильмов, вышедших в прокат, было продано чуть более 100 млн билетов. Столько зрителей, напомню, в советское время собирал один фильм уровня «Экипажа» или «Пиратов ХХ века»...

В-четвертых, во многих районных, а подчас и областных центрах попросту нет современных кинотеатров, и люди не имеют элементарной возможности сходить в кино. Тем более что телевизор каждый день балует новыми сериалами, пусть порой и убогого качества, но зато бесплатно. Да и нашумевшие фильмы типа той же «Битвы за Севастополь» порой уже через пару недель после премьеры показывают по ТВ — зачем же торопиться в кинотеатр? Для сравнения: во Франции фильм по закону не может появиться на телеэкране раньше чем через два года после начала кинопроката. И это вынуждает зрителей ходить в кино, чтобы не отставать от жизни.

В-пятых, наши ленивые и неповоротливые прокатчики по-прежнему предпочитают снимать сливки с голливудских новинок, а не кропотливо работать с отечественными фильмами, которые дальше продвинутых московских и питерских кинотеатров зачастую просто не добираются. Но, будем справедливы, денег на раскрутку наших фильмов чаще всего у них нет.

Быстрого решения всех этих (и многих других) проблем тоже нет. Поэтому недавно обнародованная инициатива Министерства культуры и премьер-министра Дмитрия Медведева в течение ближайшего месяца ввести НДС на зарубежное кино кажется поспешным и весьма сомнительным лекарством для лечения хронических болезней нашей киноотрасли. Два года назад киносообщество уже аргументированно отвергло эту идею, теперь она реанимирована вновь под флагом того, что, дескать, «наша налоговая система дотирует Голливуд».

Но, например, авторитетнейший продюсер Сергей Сельянов считает, что принимаемая мера ударит не столько по Голливуду, для которого российский кинорынок — не первая и не главная территория, а по нашим зрителям, которым придется платить за билеты на 15-20% дороже. В условиях кризиса, снижения реальных доходов населения и кино становится роскошью. В итоге это рикошетом ударит по российским кинотеатрам, многие из которых не сумеют пережить отток зрителей и просто закроются. Неужели кинотеатры вновь начнут превращаться в автосалоны, как это уже было в 90-е?

Не хотелось бы даже мысленно привыкать к подобной перспективе.

А в это время

Крупнейшие кинопрокатные сети предприняли отчаянную попытку убедить российские власти отказаться от введения НДС на билеты на иностранное кино. Как стало известно «Коммерсанту», они обратились к президенту Владимиру Путину с призывом вмешаться в ситуацию. Введение налога не только приведет к массовому закрытию кинотеатров и уходу с рынка крупных игроков, но и окажет негативное влияние на социальную сферу, уверены кинопрокатчики. Ждем реакции президента России?

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!