НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Библиотеки вынуждены бороться за привыкших к интернету посетителей

01 Июня 2015 г.

biblioteka

Бумажная книга никому не нужна, ее вытеснили гаджеты и Всемирная паутина? «Культура» опровергла этот расхожий миф, отметив Общероссийский день библиотек — 27 мая — в самой настоящей сельской читальне.

Пелевин, сойка и буккроссинг

— У вас какая концепция? — Татьяна Николаевна Овчинникова, заведующая поселковой библиотекой в Ашукино выходит мне навстречу. — Если нужна забытая Богом и людьми читальня в тиши-глуши, это не к нам. У нас жизнь бьет ключом.

Флоксы, растущие в старых покрышках, муравейник, штендер буккроссинга: Цвейг, Стендаль, Майн Рид, Тургенев. Выведенный черным фломастером слоган: «Прочти и передай другому».

— Чего-нибудь поновее не спрашивают?

— Еще как! Пелевина, Прилепина и Джоан Роулинг. Если нужных книг нет, заказываем. Стараемся удовлетворять все запросы, хотя и не всегда получается.

Проходим внутрь избушки. Только что дали свет. Гроза, все еще громыхающая где-то за речкой, «вышибла подстанцию». Фойе, абонемент, читальный зал. Обои поверх бревенчатой кладки, скрипучие рыжие половицы, разросшийся фикус, концертный рояль, на нем коллекция сов — керамические, бронзовые, гжельские фарфоровые, ониксовые, плюшевые, пластиковые. Есть даже чучело белой полярной совы. С ними играют дошколята — не единственные, но самые любознательные и благодарные посетители.

— Сегодня к нам приходил детский сад, выпускная группа, шестилетки. Разобрали всю подшивку журнала «Экология», — продолжает Татьяна Николаевна. — Многие еще и читать-то не умеют, просто смотрят картинки. Изучали деревья и птиц. Ходили на экскурсию в подлесок. Мне и самой было интересно — живешь в деревне, а сойку от удода никак не научишься отличать...

Новая Москва конца сороковых

На самом деле ашукинцы свои края деревней не считают. При попытке подобной типизации, приосаниваются: «Мы не деревня, не село, мы агломерация».

Настоящий ашукинец — коренной москвич. Еще до войны и сразу после нее под Сергиев Посад расселяли из ветхого жилья и бараков — Зарядья, Лефортово, с Тишинки. Давали две тысячи «старых» рублей и десять соток земли. Люди работали, поднимали хозяйство, некоторые потом возвращались в столицу, но домов не продавали — есть какая-то магия в этих местах, в Ашукино, говорят, тянет. Неудивительно, что изба-читальня стала одной из первых достопримечательностей — ее открыли в июне 49-го. Клуба не было, почты и фельдшерского пункта — тоже, а библиотека в бывшей земской школе — пожалуйста. Новое «здание» на лесной опушке отгрохали в 67-м — специально для книгохранилища. Старое сгорело...

Часть фондов тогда удалось спасти. Впрочем, недостатка в книжных поступлениях в Ашукино никогда не было. Что-то сотрудники читальни выписывают из Москвы (сочинения Бердяева, Флоренского, Розанова и Ильина — из «Лосевки»), но большую часть книг все-таки дарят. Русская и зарубежная классика, современная проза, специальная литература. Есть и раритеты — дореволюционные издания Пушкина, «Очерки русской смуты» Антона Деникина, вышедшие в эмиграции, памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», изданная в 34-м, «Лицом к лицу с Америкой» о визите Хрущева в США. Из новинок — роскошно изданный юбилейный альбом Ильи Глазунова.

Как часто бывает с деревенскими библиотеками, ашукинская читальня — еще и импровизированный краеведческий музей. Односельчане препоручают библиотекарям-энтузиастам семейные архивы — письма, фотоальбомы, что-то из старинной домашней утвари. Вот и теперь в фойе продолжается открытая к Дню Победы выставка «Штрих-код оборванной судьбы». Рисунки из фронтового блокнота Николая Панина. Красноармейцы в окопах, на поле боя, в землянках — что-то пишут при свете лучины. Талантливый художник-график, иллюстратор журнала «Военный вестник», был призван в мае 1941-го. В августе того же года пропал без вести — ему не исполнилось и 26. В поселке осталась беременная жена. «Родится дочь, назови Ниной», — только и успел наказать, уходя на войну. Нина Николаевна сохранила архив отца, которого никогда не видела...

В читальном зале — другая экспозиция из собраний прославленных ашукинцев. Будни космодрома Байконур — от инженера-испытателя первых космических кораблей Валентина Ухина. Рабочие журналы, автограф Юрия Гагарина на титульном листе литературно-художественного альманаха 1965 года. И пожелание пишущей братии от экипажа «Восхода-1»: «Без поэтических троп нет дорог в неизвестное. Звонкой и глубокой строки вам, друзья. Авторам «Звездограда» — космонавты Комаров, Феоктистов, Егоров».

Готический роман в вигваме

Избы-читальни появились в XIX веке, широкое распространение получили в первые годы советской власти — на пике борьбы с безграмотностью. Существовал циркуляр ВЦИК и СНК 1924 года, предписывающий повсеместное открытие такого рода просветительских учреждений. Разрабатывали мотивационные плакаты и слоганы: «Тракторист, доярка, скотник — ты без книги не работник», «Вместо беленькой бутылки лучше в книге посмотри картинки», «Нашему избачу тысячу книг прочесть по плечу». Кстати, «избачами» называли не читателей, а сельских библиотекарей, совмещающих свои непосредственные обязанности с работой массовиков-затейников.

Затеи приходится изобретать и сейчас — библиотеки вынуждены бороться за привыкших к интернету посетителей.

Тематические вечера, праздники, сенокосы и дни варенья. Где-то библиотеки даже вливают в культурно-досуговые центры — КДЦ. Пришли люди, скажем, на кружок танцев или вязания, заодно и книжку полистали...

— Может, это и неплохо, но в таком формате библиотека пропадает, — предвосхищает мой вопрос ашукинский «избач» Татьяна Николаевна. — Мы стараемся ограничиваться мероприятиями, связанными с литературой. В прошлом году делали книжную скульптуру, пирамиду в человеческий рост, так из нее почти все книги разобрали. Отмечаем даты известных писателей, проводим квесты, игры, викторины. Устраиваем соцопросы. Методом проб и ошибок узнаем, что интересно, а что не очень. Недавно разбили в читалке вигвам. В прежние времена детишек оттуда за уши не оттащили бы, а сейчас про индейцев не читают. Больше любят про пиратов — Стивенсона, Майн Рида, Сабатини.

— Интерес к тому или иному литературному жанру, направлению идет от масс-культуры, — к разговору подключается Никита Кузнецов, подсобный рабочий ашукинской библиотеки, а заодно специалист по современной литературе. — Вышел фильм, сага про вампиров — стали спрашивать книги про вурдалаков, замки, дома с привидениями. Мы даже создали раздел с условным названием «Готика» — Эдгар По, Радклиф, Льюис, сестры Бронте.

Взрослые читатели в своих предпочтениях консервативны. Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, Ильф и Петров, Бродский, Распутин. Пока мы беседовали, в читальню поступили новые заказы — на Бёрнса, Рильке и Тима Собакина. Последнего в фондах нет, но желание клиента — закон. Придется исполнять. И все же самый главный «заказ» в ашукинской читальне — на задушевное общение. Встречи односельчан у самовара стали здесь доброй традицией. А уж о чем они там говорят: о классической прозе, постмодернистской поэзии или о том, как уберечь яблони от паразитов... Это неважно. Наверное, обо всем.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!