Айфон вместо соски? |
12 Февраля 2015 г. |
90% россиян пользуются мобильным телефоном. Две трети регулярно работают за компьютером. У каждого третьего есть нетбук или смартфон. Стоит ли удивляться, что гаджеты привлекают наших детей куда сильнее, чем новая игрушка или самая вкусная конфета? Пишет "Российская Газета". Наша семья не исключение. После года моих сыновей уже нельзя было обмануть, подсунув им выключенный телефон. Им нужно было нажимать на кнопки, водить пальцем по экрану и видеть результаты своих трудов: слушать музыку, фотографировать или просто менять нужные маме настройки. Ближе к двум они уже знали, как позвонить папе и дедушке по Skype, какой значок обозначает YouTube и как найти нужный мультик. В три старший Ваня получил в подарок от дяди, несмотря на робкие возражения мамы, свой первый планшет. Мой младший брат рос в 90-е, когда компьютеры стали прочно входить в нашу жизнь. Для него естественно читать книги в электронном виде, находить информацию в Интернете, иметь друзей по всему миру, с которыми он общается через соцсети. Было время, когда он часами и ночами просиживал перед компьютером, играя в очередную игрушку. Сейчас он занятой, деловой человек, которому некогда тратить время на детские шалости. И он твердо убежден, что ребенок обязательно должен уметь пользоваться всеми современными гаджетами, иначе он будет неконкурентоспособным в современном высокотехнологичном мире. К тому же запретный плод, как известно, особенно сладок. Тогда еще трехлетний Ваня моментально оценил все возможности личного планшета: - Ваня, откуда у тебя эта "стрелялка", ты же пять минут назад буквы учил... - Буквы закончились... А я тут новую игру установил... Смотри, зомби бежит... дядя стреляет... Тут такой бабах был... Пришлось жестко пресечь попытки самостоятельного закачивания игр. Установить игру можно только после согласования с мамой или папой, а в случае самодеятельности - несанкционированная игра сразу же удаляется, а вместе с ней еще три первые попавшиеся. Лишившись так пару раз любимых Angry birds, Ваня усвоил, что излишняя самостоятельность наказуема. Теперь он учит этому младшего брата. Планшет очень выручает нас в дороге или поликлинике: ребенок занят, ведет себя тихо... Редко, но бывает, что дети получают в руки гаджет, чтобы не мешать маме, которой нужно срочно приготовить обед или немного сосредоточится и поработать. Мультики - это отдельная тема. Мои дети могут часами сидеть перед телевизором или экраном компьютера, забудут даже про еду и сон. Недавно, проснувшись в 3 часа ночи, я обнаружила, что мои голубки сидят рядышком на диване под одним одеялом и... смотрят очередную серию "Маши и медведь". При этом они не забыли прикрыть дверь и включили звук тихо-тихо. Через пять минут они уже лежали в кроватках и старательно посапывали. Пришлось вводить в этом вопросе диктатуру: они смотрят мультики полчаса вечером перед сном, в выходные около часа. Зато они очень любят ходить в гости к дедушкам и бабушкам, потому что там можно смотреть мультики сколько душе угодно. Врачи, психологи и педагоги в один голос предупреждают о вреде телевизоров, компьютеров и телефонов. Дети мало двигаются и начинают страдать от ожирения. Они часами пялятся в экран и очень рано надевают очки. Виртуальное общение, конечно, может быть полезным, но становится серьезной проблемой, когда дети не могут найти себе друзей в мире реальном. Но многие современные родители всерьез не понимают, чем занимать маленьких детей без мультиков и компьютерных игр. - Мы целый день дома... - рассказывает одна знакомая мама. - Сели рисовать, пару рисунков за 10 минут - надоело. Полепили 15 минут. А дальше у нас мультики, потому что маме нужно как минимум приготовить завтрак, сделать заготовки на обед, поставить стирку, убрать на кухне... Дочь играет сама, но в силу возраста часто переключается, а я не готова предлагать новые игры каждые 15-20 минут. А как же бабушки и дедушки растили наших родителей, а они в свою очередь воспитывали нас без электронной палочки-выручалочки с Wi-Fi? Ведь дело совсем не в мультиках и айфонах. Современные дети должны уметь пользоваться айфоном и ноутбуком, а также стиральной машиной, микроволновкой, музыкальным центром и прочими электротехническими приборами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мои мальчишки с удовольствием помогают мне нажимать на кнопки имеющихся бытовых приборов, внимательно наблюдают, как папа с дедушкой что-нибудь чинят и радуются, когда им доверяют что-то подержать или покрутить. Старший Ваня, в свои без мелочи 5 лет, уже начинает понимать, что все происходящее на экране компьютера не просто так, что для этого существуют специальные программы, которые умеет писать дедушка. Посмотрев на толстенные книжки по языкам программирования, он с серьезным видом сказал: "Потом почитаю". Скорее всего, кое-что почитает, уж дедушка постарается. По мере возможности мы с мужем стараемся наполнять жизнь детей разными событиями, делами и впечатлениями. Подготовка старшего к школе очень этому способствует. И часто под вечер они, уставшие, но вроде довольные, укладываются спать, даже не вспомнив о вечернем мультике. И выпив положенный кефир, они просят: "Мама, читай дальше про Чиполлино". Кстати Сколько ребенок может сидеть перед экраном? Требования ВОЗ: Младенцы и ранний возраст (0-3 года) - запрет. Дошкольный возраст (3-7 лет) - до 30 минут в день. Младший школьный возраст (7-10 лет) - 30-50 минут в день. Старший школьный возраст (11-18 лет) - 1-3 часа в день. Физиологические последствия долгого пребывания перед экраном телевизора или компьютера в раннем возрасте: Недоразвитие корковых отделов мозга. Нарушение зрения и зрительного восприятия. Проблемы с крупной и мелкой моторикой. Нарушение осанки. Недоразвитие мышечной массы. Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%). Синдром дефицита внимания. Гиперактивность и агрессивность. Несформированность границ своего "я". Аутизация, нарушения общения. Мнение эксперта Татьяна Егорова, педагог-психолог ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии", автор сайта www.detpsycholog.ru: - Сегодня уже никого не удивишь наличием у ребенка планшета или сотового телефона. А дома - компьютера и телевизора. Часто электронные гаджеты становятся в буквальном смысле "второй няней" для малыша с раннего возраста. Чтобы занять кроху - родители дают "на растерзание" какой-нибудь старенький айфончик. Мол, пусть играет и тешится, и ему польза, пусть развивается! И маме - передышка минимум на полчасика. У родителей деток с трех лет и постарше планшет или телевизор становятся постоянной палочкой-выручалочкой. Пока мама занята домашними делами или отдыхает - ребенок с удовольствием смотрит мультики, загружает себе бесконечные игры в зависимости от своих предпочтений. У мальчиков - это бесконечные гонки, стрелялки, загадочные лабиринты, различные игры на смекалку, строительство зданий, сборка машин... У девочек - подбор разнообразных украшений, причесок, одежды для принцев и принцесс, игра в стоматолога, хирурга... Любимыми для многих детей являются "Говорящий Том" и "Говорящая Кошка Анжела", игра в ферму, выращивание разнообразных питомцев. Дети вступают в интерактивное взаимодействие с электронными питомцами: разговаривают с ними, поют им песенки, с восторгом слушают их ответное бормотанье, гладят, кормят, укладывают спать, устраивают гигиенические процедуры. Сила притягательности электронных игрушек - в кажущейся развивающей среде, в которой от ребенка необходимо, чтобы тот приложил минимум усилий (как физических, так и интеллектуальных), остальное за него сделает умная компьютерная программа с красочной графикой и спецэффектами. Насколько это полезно для развития? Игрушка для ребенка в самом чистом виде - это предмет, с помощью которого ребенок учится познавать мир во всем его многообразии, благодаря своим органам чувств. Из психологии известно, что игра у детей проходит несколько стадий. Все начинается с манипулятивной деятельности. Кроха знакомится с объектным миром. Он вертит игрушку, воспринимая ее всеми органами чувств: ее можно понюхать, потрясти, кинуть, попробовать на вкус, ощутить руками ее текстуру, уловить ее величину, форму, цвет, тяжесть, услышать ее звучание и таким образом малыш постигает на своем опыте все ее физические параметры. Так развивается сенсорное и моторное восприятие, память, мышление, двигательная, эмоциональная сфера и другие важнейшие психические процессы. Не зря игрушки для деток раннего возраста и в старшем дошкольном - сильно различаются. А теперь вопрос. Может ли электронная игрушка предложить малышу полноценное сенсорное и моторное развитие? Можно ли такую игру пощупать, осязать, почувствовать ее вес, форму в трехмерном изображении? Физически смоделировать ситуацию? Проиграть сюжет, не навязанный компьютерной программой? Перенести из своего детского опыта пережитую ранее ситуацию в игру? Воплотить свой замысел? Увы, нет. И ребенок остается сильно ограниченным в своем познании. У кого-то плохо развита моторика, как мелкая, так и крупная, кто-то не в состоянии правильно назвать цвета предметов, кто-то не догадывается собрать пирамидку, ориентируясь на величину колец, а кто-то не может выстроить простейшую последовательность элементов, например, геометрических фигур. И таких примеров из моей практики психолога, к сожалению, встречаются часто. Становясь старше, дети испытывают недостаток в замысле и воплощении, они не умеют проигрывать разнообразные социальные роли, так как многие электронные игры дают лишь готовый сюжет. Значит ли это, что планшет - зло? Тоже нет. Если ваш кроха полноценно взаимодействует с реальными игрушками, ему интересно с ними и у него прослеживаются все этапы психологического развития игры - вам можно не беспокоиться. Такому ребенку планшет не будет помехой его общему развитию с учетом строго дозированного времени на компьютерную игрушку. Но если электронный гаджет является основным в жизни ребенка - это значит, родители где-то ошиблись с границами и пора бить тревогу, спасать "планшетного наркомана" от "компьютерной иглы". Как отмечают врачи, современные дети без проблем осваивают планшеты, компьютеры и любую другую технику чуть ли не с самого рождения. Проблема состоит еще и в том, что большинство родителей только потакают своим чадам в этом. В результате, уже в 10 - 11 лет (а иногда и раньше) ребенок становится зависимым от игр и мобильных устройств и решить проблему без медицинской помощи практически невозможно.
|
|