ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-03-04-53-13
В современном мире финансовая грамотность является ключевым навыком, который помогает людям принимать обоснованные решения о своих деньгах, инвестициях, кредитах и займах. Особенно важно это становится, когда речь идёт о кредитах и займах – инструментах, которые могут как улучшить финансовое положение...

Верить или не верить. Часть 1: «Леомакс» и другие

Изменить размер шрифта

Позвонила старая знакомая с довольно странным вопросом: как наказать её «бывший любимый» Пятый канал, который, во-первых, соблазняет «лживой» рекламой, во-вторых, «украл» у неё 250 рублей…

Верить или не верить. Часть 1. «Леомакс» и другие

В первом случае речь шла о рекламе «Леомакса», на которую поддалась доверчивая женщина, во втором – о «Дне добрых дел»: по уговору известной актрисы она отправила 50 рублей на указанный номер, и в течение нескольких минут у неё списали ещё 250 – всё, что было на счёте; было бы больше, забрали бы, наверное, и больше. Пришлось объяснять, что СМИ по закону не несут ответственность за достоверность рекламных материалов. На заре российской рекламы меня, помнится, это весьма удивило: как же так – кто-то за деньги помогает кому-то обманывать кого-то, как говорится, находится «в доле», и оказывается совершенно ни при чём? Удивилась теперь и она, но не этому. Пятый канал, «Леомакс» и «День добрых дел» представлялись телезрительнице одним целым. Довольно долго я ей рассказывал, кто, что и с чего имеет, какие цели преследует, если отбросить флёр благотворительности. В результате она и предложила мне написать об этом статью для МГ, среди читателей которой наверняка немало таких же доверчивых телезрителей, время от времени задающихся вопросом «верить или не верить?».

Данный вопрос, конечно, не носит такого философского характера, как вопрос «быть или не быть?», но ответ на него не всегда прост.

Есть такая шутка, вроде анекдота: «Советская пропаганда бессовестно врала нам про капитализм. Он оказался намного хуже». В частности, желающие нажиться на чужой доверчивости получили полную свободу действий. И для капитализма это вполне естественно. Теперь о том, кто и как.

Пятый канал, как и любой другой, размещает рекламу за деньги, не считаясь с тем, насколько она достоверна. Главное, чтобы рекламодатель заплатил по тарифу, а иначе откуда возьмутся немалые зарплаты для его сотрудников. При этом сами они как бы никого не обманывают, обманываются доверчивые телезрители, забывающие, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Теперь о рекламодателе, в частности, об упомянутом моей знакомой «Леомаксе». Эта фирма благотворительностью не занимается, хотя по внушаемым рекламой представлениям можно вообразить, что её сотрудники только и думают, как бы облагодетельствовать покупателя. Нет, её сотрудники, как и положено в бизнесе, думают прежде всего о том, как обеспечить себя высоким доходом. По официальным данным, средняя зарплата в «Леомаксе» выше средней зарплаты в Москве в целом, а мы знаем, что средняя зарплата в столице намного превышает среднюю зарплату в регионах. Откуда берутся деньги в торговой фирме? Из карманов покупателей. Куда они идут, кроме зарплаты, офисных расходов и налогов? Правильно, на рекламу, в основном на Пятом канале. Почему на Пятом? Потому что у этого канала достаточно высокий рейтинг (седьмое-восьмое места в последние годы) и не самые высокие поминутные расценки (здесь берут объёмом, как в супермаркетах). Но реклама у «Леомакса» очень длинная, соответственно и расходы на неё велики.

Можно ли, суммировав вышеприведённую информацию, поверить, что вам действительно предлагают товары по цене в два-три раза ниже, чем они того стоят? Так почему же кто-то верит и покупает, обижаясь потом и желая отмщения?

Если у вас возникло желание что-то купить (выписать), то сначала подумайте, чем вас «зацепила» данная реклама. Фразами «только сегодня», «количество ограничено», «если позвоните прямо сейчас…»? Но ведь они повторяются изо дня в день год за годом, а значит – это откровенная неприкрытая ложь, за которой может скрываться только обман. Кстати, многих интересует, кому принадлежит «мерзкий» голос «Леомакса» (другие комментарии в интернете к этому голосу содержат большой набор ненормативной лексики). Удалось выяснить, что это голос актёра Артёма Мельничука, молодого человека 1992 года рождения. Он активно работает в озвучке рекламы (в базе дикторов «Купи Голос» его прейскурант начинается с трёх тысяч рублей за один ролик), а последняя его работа в кино – в 2020 году, когда он исполнил одну из главных ролей в мистическом детективе Вячеслава Рогожкина «Пуля Дурова», где сыграл красноармейца Каюрова и его правнука. Голос для «Леомакса» он настроил, похоже, так, чтобы быть не очень узнаваемым. Получилось не только мерзко, но и навязчиво. Ну а если реклама навязчива, если под завязку набита словами, заставляющими «течь слюнки», то она, скорее всего, принадлежит к разряду мошеннических.

Дешевизна? Тогда сравните цены на те же товары у других продавцов, и зачастую окажется, что то же самое можно купить значительно дешевле. И не забывайте про почтовые расходы.

Обещанное качество? Когда получите товар, он может оказаться совсем не таким, как представлялось в рекламе.

Мало слуха – можно включить и зрение. Например вам расписывают достоинства мужской куртки: длинная (но видно, что короткая, актёр её всё время одёргивает), глубокие карманы (актёр изо всех сил и даже со слегка растерянной улыбкой пытается засунуть руки поглубже, но никак не получается) и т. д. Тогда почему вы верите словам, а не собственным глазам?

Вот сломалась у меня кофемолка так, что не исправишь. Иду в магазин. Кофемолка лёгкая на вес (значит, моторчик слабый), нож коротковат для размеров ёмкости, значит, молоть будет с огрехами, но на ней написано: «Время помола: френч-пресс – 10 секунд; мокка – 13 секунд; эспрессо – 18 секунд; кофе по-турецки – 20 секунд». Верить или не верить – для меня такой вопрос не стоит, ведь есть опыт, что на более приличной кофемолке минуты не хватало (больше минуты за один раз нельзя, мотор перегреется). Для чего же написано? Для рекламы – чтобы привлечь внимание, продиктовать выбор. Ну а то, что это обман, и так давно известно: не обманешь – не продашь. Покупаю не из-за рекламы, а потому что выбора нет в этом маленьком посёлке. Но ведь обычно выбор бывает.

Вернёмся к рекламе «Леомакса». Вот, предлагают аппарат «для усиления слуха». Насторожить должно уже довольно странное название: это не слуховой аппарат в принятом значении – вверху экрана предупреждающая надпись: «Не является медицинским изделием». То есть лор вам его никогда не порекомендует, ведь слабый слух можно и «добить» неправильным воздействием, а чего в этом аппарате больше – вреда или пользы – неизвестно. Совсем уж двусмысленно звучит фраза: «Представляете, какие это открывает возможности?!» Подслушивать, чтоли, подбивают? Но это пища для ума, а глаза-то должны разглядеть, что аппарат сделан «топорно», корпус – из пластмассы «кустарного» качества, которая может оказаться и с вредными для организма ингредиентами, например. Если при всём этом очевидном наборе вы всё-таки решаетесь на покупку, то кто виноват, что вам не помогают ни слух, ни зрение?

Ладно, собственного внимания не у всех хватает, но в интернете легко найти отзывы покупателей «Леомакса» или любой другой фирмы (только не на их официальных сайтах, разумеется). Приведу несколько из многих, причём за разные годы, чтобы стало понятно: это – система, а не случайности.

«…Что касается ножей, которые в рекламе рубят ананас и спокойно разрезают падающий помидор... Ну вы, наверное, уже догадались. Тонкие ножи с аляповато сделанными из дешёвой пластмассы ручками со следами заводских отливок. Металл мягкий, на нём остаются глубокие царапины при заточке. «Сила гранита», по всей видимости, заключается в пятнистой краске на лезвиях».

«Заказал казан-вок «Сила гранита». При заказе сказали, что сегодня акция: к казану три подарка бесплатно (точилка, мультиоткрывалка, волшебный коврик для жарки): всё за 1990 руб. + пересылка. Сегодня прислали эти подарки за 2500 с пересылкой, а казан не прислали. Когда позвонили им, нам сказали, что вы заказали только подарки, а вок не заказывали. Развели, как лохов!»

«Отец недавно высмотрел в «Леомаксе»: «чудо-фиксаторы», которые клеятся на стен и выдерживают вес в 2 кг по цене 1200 рублей за 10 шт. Заказала я их ему, пришли. Вы не поверите: пробовали вешать на них разные предметы до 2 кг, но фиксаторы удержали только пластмассовую одноразовую вилку».

«Овощерезка – просто г... Очень жидкие насадки, полностью не продавливает даже яйца, многое остаётся в лезвиях. При втором яблоке вылетело лезвие, остались две насадки. Попробовал резать морковь остальными двумя насадками, разъехались лезвия, не дорезал…»

«Купила я эту «чудо»-машинку маме в подарок. Ведь, как обещала реклама, шьёт она все виды ткани! Но на деле оказалось всё наоборот. Максимум, что было для неё под силу, это обычный ситец (хлопок). На других тканях машинка пропускала стяжки, затягивала ткань и много чего ещё. В общем, машинка эта уже на помойке. И покупать её я не советую. Зря потратите деньги».

«Очень жаль, что обратился в «Леомакс». Термобельё не соответствует рекламе: тонкое и почти прозрачное, как женские колготки, холодное, с неприятным запахом!»

«Моя пожилая мама в очередной раз решила сделать мне подарок и заказала автомобильные чехлы. О том, что придёт то, что стыдно будет надеть на сиденья авто, я уже знала, опыт качества товаров от Leomax уже есть. Но дабы не огорчать маму, пришлось их хотя бы примерить, и – о чудо! – они не подходят, универсальные чехлы не подошли (вот это поворот). Не подошли, и слава богу, я бы всё равно не стала их надевать. Качество, как и все товары этого бренда, – тоненькая тряпочка, которая на свет просвечивается. И хотят ещё денег, как за качественный продукт. А, ну да, они же всё в рекламу вбухивают…»

Отзывы взяты только с сайта «Отзовик» (otzovik.com), но есть много и других.

Надо ли что-то добавлять?

Впрочем, вот: я тут умничаю, напрягая интеллект, а сам чуть не вляпался (и не в первый раз!). Искал дополнительный материал для статьи и наткнулся на рекламу 70-кратного цифрового бинокля с монитором и возможностью видеозаписи «из материалов отличного качества» и т. д. – с «обычной ценой» якобы 4450 рублей, а со скидкой – 1990. Ну как такую вещь не купить, нужную для походов?! Пока мозги прикидывали реальную стоимость подобной цифровой техники: «Однако на десятки тысяч потянет, а то и за сотню. Ведь недавно видел на официальном сайте фирменный, всего лишь 15-кратный, бинокль Leica Geovid с дальномером, без всякой «цифры» за 120 тысяч…». Рука словно сама собой направила курсор к надписи «Оформить заказ». Еле остановил! И, конечно, направил её на поиск отзывов. На этот раз их оказалось немного (всё-таки бинокль – это не предмет первой необходимости), но содержание привычное:

«Заказал бинокль ATN BinoX HD по интернету… На почту прислали посылку, при вскрытии обнаружил детский бинокль».

«Вместо цифрового бинокля прислали монокуляр дешёвый. А был обещан премиум-комплект к биноклю, помимо него самого. Для веса коробку догрузили пакетами с влагопоглотителем».

Ну и так далее. А напоследок – отклик человека, который знает истинную цену вещам, совсем свежий, от 19 марта 2021 года:

«Люди, если вы глупцы, то кто вам виноват??? Как можно покупать на «левых» сайтах??? Вы даже сейчас свой низкий интеллект показываете, когда пишете отзыв не на мошеннический сайт, а на бинокль, который ОРИГИНАЛЬНЫЙ является серьёзным отличным аппаратом за 1300 долларов (в переводе на рубли по сегодняшнему курсу – почти сто тысяч. – Прим. ред.), а не за 1900 р., как вы, наивные, хотели его купить».

Текст, конечно, грубоватый, но лично меня не обидел, а заставил задуматься (вкупе с самостоятельно действовавшей рукой): что же с нами происходит? В психологии я не дока, но дело точно не в интеллекте. Мне представилось это так: мы, старшее поколение, воспитанное в советское время на достаточно качественной отечественной продукции, где-то в подсознании никак не может расстаться со своей доверчивостью. Это – с одной стороны. А с другой, нами, возможно, движет подавляемое чувство обделённости (снобы могут назвать его и завистью, на то они и снобы). В обществе, катастрофически разделённом на имущих и неимущих (при нескрываемом презрении первых ко вторым), психологически очень трудно устоять перед соблазном иметь хорошую вещь за низкую цену.

Но лучше всё-таки мошенникам не верить. Правда, опосредованно это означает, что к разряду «мошенников» мы вынуждены в этом случае отнести и средства массовой информации, вбивающие нам в мозги столь навязчивое желание иметь, купить, завладеть. Да, по закону они не несут ответственности за достоверность рекламы, но сложно предположить, что руководители телеканалов, например, не имеют представления, что на самом деле, при их равнодушном соучастии, за наши же деньги, «впаривает» тот же «Леомакс» и без того обездоленным людям.

P. S. Вторая часть материала будет посвящена разбору «Дня добрых дел» и ему подобных, в том числе в социальных сетях.

  • Расскажите об этом своим друзьям!