Вместилище духов. Из очерков «Шаманы Байкала» |
Михаил ЮРОВСКИЙ |
07 Декабря 2024 г. |
В своем большинстве духи были непредсказуемы и своенравны. Им нравилось находиться рядом с человеком, так как подобно людям они испытывали голод и жажду, и именно потому требовали себе символических жертв – кормления. Если им не воздавались почести и жертвоприношения, то голодные и озлобленные духи вселялись в тело человека, мучили, терзали или же даже похищали его душу и куда-нибудь далеко уносили ее. Трудно было людям жить! Тем более что духов на самом деле великое множество. Попробуй-ка узнать, накормить всех духов, чтоб избежать их происков! Вот почему появились люди, занятием которых стало общение с ними – шаманы Байкала. Ранее:Мексика ищет место силы. Из очерков «Шаманы Байкала» Считалось, что шаман должен обладать сильной душой, способной войти в контакт с духами, проникнуть в их мир и найти там своего покровителя. Более того, душу родового покровителя ему следовало вместить в себя и точно так же поступать с другими духами. Находясь внутри шамана, духи попадали в зависимость от него и выполняли его волю. Шаман окружал себя духами, кормил их, и поэтому не злые и уже не голодные они членов его рода реже тревожили. Стоит шаману проявить беспечность, как они тут же выходят из повиновения, и не так-то просто бывает с ними совладать, особенно с самыми беспокойными и зловредными. А таковые вообще любят сводить людей с ума… Эти духи постоянно рыскают вокруг людей, насылая на них болезни или совершая иные «правонарушения» в зависимости от морального облика потенциального клиента духов. – Во время проведения обрядов я ощущаю присутствие духов тем, что при их появлении у меня холодеет спина, – говорит ольхонский шаман Валентин Хагдаев. – Тогда я обращаюсь к своим сородичам: «Они пришли. Они нам помогут». Название нашего народа произошло от протяжных напевов, которыми вызываются духи умерших предков. «Бурю» – значит волк, то есть мы волчий народ, потому зовемся бурятами. …У настоящего духовного мастера нет никаких секретов. Он всем и всему открыт, потому Валентин Хагдаев охотно рассказывает слушателям, как он общается с духами и задабривает их: – Обращаясь к ним с просьбой о покровительстве, восхваляются их небесные и земные подвиги. Все напасти, болезни и смерть человека могут произойти от влияния злых духов, потому их и задабривают преподношениями. Прежде чем начать есть и пить, шаман всегда уделяет часть пищи и напитка своим богам и духам. Если идет по местности, где обитает грозный дух, отрывает кусок своей одежды или клок волос из гривы коня и привязывает их к бурке. Следует почитать Бога мыслями, душой и сердцем, творя мудрость и благо. Тогда тебе будет дано транспутешествие в иные миры при общении с духами, можно будет узнавать у них, что мучает больного. Шаман во время транса не чувствует боли, исчезает здесь и появляется в других местах. Мы полагаем, что огонь очищает и уничтожает все злые намерения людей. …В шаманизме существуют свадебные, похоронные и другие обряды и ритуалы. Человек, соблюдающий законы и обряды, получает духовное покровительство. Следует воздерживаться от убийства живых существ – это всеобщее благоволение. Нельзя брать того, что тебе не принадлежит – это предписание обычаев. И запрет на половую распущенность тоже необходим. Также и воздержание от вина есть проявление мудрости. Надо уметь радоваться успехам друг друга, проявляя искреннюю сорадость. А также подавлять в себе эгоизм и чрезмерные желания, быть во всем скромнее. Надо перенимать воззрения мудрых, благородных и справедливых. Быть великодушным, уметь прощать свои обиды и нечаянные ошибки людей. Обуздывать злословие, жадность, зависть и гнев, взращивать в себе милосердие и сострадание. Ведь помогая ближнему, каждый в дальнейшем облегчает свою участь и судьбу. В этом суть и мудрость исконного шаманизма. А совсем недавно шаман на пару с супругой Викторией усыновил годовалую девочку Айдашку: трое их совместных детей уже взрослые... Летом вокруг рядом с Еланцами расположенной горы Ерд проходят национальные общешаманские действа. И однажды в гости к монгольским и бурятским шаманам обещали приехать и мексиканцы. Олимпиада называется «Ердойн наадан» и рассказывает о ней Валентин Хагдаев много, черпая данные из народных сказаний: – Игры эти зародились в глубокой старине, наверное, еще при Чингисхане. Это было время, называвшееся «Зэгэйте аба» – когда буряты со своими ханами и нойонами устраивали грандиозные облавные охоты на зверей. Игры всегда проводились ежегодно в одно время (на шестой месяц по лунному календарю бурят-монголов), примерно в начале августа. И длились они шесть дней и шесть ночей. Место же было неизменно одно и то же – вокруг горы Ерд, в устье речки Анга, в двух километрах от впадения ее в Байкал и в восьми от Еланцов. Тысячи людей водили и водят поныне вокруг горы Ерд хоровод – «ехор» длится аж шесть суток...
|
|