Две стороны "нашего Крыма" |
10 Августа 2015 г. |
Отправляясь на отдых в Крым, стоит отбросить все свои политические воззрения на события последних полутора лет. Иначе в поисках "своей" правды можно пропустить за этим что-то по-настоящему важное. Например, как и чем жил прошлые 20 с лишним лет крымский полуостров, что сегодня он может предложить отдыхающим и на что надеется местное население. О том, что города и села Крыма застряли где-то в конце жизни Советского Союза, говорит каждый, кто здесь побывал. Только яркие рекламные вывески и современные иномарки не позволяют потеряться во времени: на дворе действительно 2015 год. Впрочем, и на остальном годы, проведенные под крылом независимой Украины, отпечатались вполне отчетливо: они видны в разбитых дорогах, обветшавших фасадах и в общей неустроенности при всей изначальной красоте. На самом деле, Крым прекрасен. Не хватит эпитетов, чтобы выразить чувства, когда едешь по извилистой дороге из Севастополя в Ялту, стоишь на вершине Ай-Петри или купаешься в чистейших водах Черного моря у мыса Тарханкут. Даже парадные улицы городов в солнечный день радуют глаз неизбалованного гостя. Но стоит отойти от излюбленных туристами набережных, как понимаешь, что Крыму еще очень далеко до уютных зарубежных курортов. Праздничная, на первый взгляд, Ялта оказывается крайне провинциальной и неустроенной в своей повседневной жизни. Убогие, и, кажется, явно незаконные пристройки ютятся на узких улицах, среди хаотично растущих деревьев торчат обшарпанные крыши, антенны и проржавевшие заборы из металлической сетки. По залатанным кое-как дорогам людей возят автобусы, которые давно пора сдать в музей или списать на металлолом. Туристы в качестве развлечения катаются по городу на троллейбусах, выпущенных не то в 60-е, не то в 70-е годы. Семь рублей за проезд в таком транспорте — ничто для большинства жителей "большой России". Самым цивилизованным и самым пригодным для комфортной жизни на взгляд приезжего выглядит Севастополь. Он и развиваться будет явно более ускоренными темпами, нежели другая территория полуострова. Местные жители, а особенно всезнающие таксисты рассказывают, что разрабатывается план модернизации города, уточняются его границы. Для этой цели якобы приглашены лучшие архитекторы, которые и решат, как нужно выглядеть городу федерального значения с такой богатой историей и таким непростым ландшафтом. Уже сейчас видно, как Севастополь растет вширь — на окраинах строятся новые дома, а его пригороды представляют собой многочисленные садовые товарищества. Но никакой логики в городском планировании не наблюдается — исторические здания здесь соседствуют с уродливыми хрущевками, высотки затеняют собой одноэтажные домики. Чтобы придать Севастополю ухоженные вид, понадобится много денег, времени, а главное — талантливые архитекторы. У Евпатории получить мощный толчок к развитию шансов, кажется, меньше всего. Этот довольно скучный городок привлекателен лишь своими пляжами да детскими санаториями. И последние новости показывают, что ему еще долго оставаться в тени более перспективных собратьев Южного побережья. Вот, к примеру, на текущий ямочный ремонт асфальта в Евпатории из федерального бюджета выделено лишь 35 млн рублей. Когда знаешь, в каком состоянии там находятся дороги, начинаешь искренне сочувствовать местным жителям. Свое положение прекрасно осознают даже власти Евпатории. Правда, они надеются, что после постройки моста через Керченский пролив к ним все же поедут туристы из России. Дело за малым: создать инфраструктуру и предложить хотя бы сносный сервис. Так, в федеральной целевой программе развития Крыма предусмотрено 700 млн рублей на восстановление грязелечебницы "Мойнаки", которая раньше считалась сердцем курорта. В 2000-х ее оборудование настолько устарело, что грязелечебницу закрыли. Приходится признать: за последние 20 с лишним лет на полуострове развалилось почти все, что могло развалиться. Если верить СМИ, то этим летом почти треть санаториев Крыма просто не открылись из-за ветхости материально-технической базы. Отчасти поэтому фактически нелегальный рынок аренды жилья приобрел такие огромные масштабы. В каждом населенном пункте по всему побережью можно найти абсолютно любое жилье: спальное место в "бабушкиной квартире" за 500 рублей в сутки, вполне уютную комнату за 700 рублей или отдельную квартиру за 1000-1500. Многие крымчане только так и выживали долгие годы, а теперь для них наступили тяжелые времена: у россиян интерес к отдыху на полуострове снижается, у украинцев — и подавно. Что касается граждан Украины, то дело здесь не столько в политической обстановке, сколько в изощренности пути, который нужно проделать до побережья. Девушка из Луганска, например, решившая в конце июня этого года навестить своего брата, добиралась до Севастополя автобусами в течение 32 часов. И все же большинство жителей полуострова верят в светлое будущее. На все сетования приезжих по поводу дорог, выросших в разы цен, разваливающегося транспорта и даже отсутствия цивилизованных туалетов (все общественные туалеты в Крыму представляют собой чашу Генуя) они отвечают: "Подождите пару лет, сейчас при России заживем!". Крымчане понимают: сейчас к ним из федерального бюджета потекут миллиарды. СМИ пестрят новостями вроде "Крым получит 4,9 млрд рублей на обновление автобусного и троллейбусного парка", "Дмитрий Медведев создает комиссию по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя" и "энергомост в Крым построят за 47,3 млрд рублей". И лишь некоторые понимают, что на решение всех проблем региона в бюджете страны просто не хватит денег. Да и какая часть из этих сумм дойдет до конечной цели? Те же, кто относится к России более спокойно, например, сами украинцы, несколько лет назад переехавшие в Крым на постоянное место жительства, замечают: все-таки с Украиной им было спокойнее. Их тревожность вполне понятна: когда тебя не признает большая часть мира, когда ты частично зависишь от "бывшего хозяина", внезапно ставшего врагом "хозяину" нынешнему, нельзя быть полностью уверенным в завтрашнем дне. Одна из самых явных угроз: отключение электричества, которое закупается у Украины. И даже если запустить все остановленные электростанции, если снова на западном побережье заработают ветряки, этого все равно не хватит. Покидая Крым, понимаешь, что сюда еще обязательно вернешься. Потому что красоты здешних мест зачаровывают и не отпускают. И не важно, что города встречают тебя разбитыми тротуарами, обваливающейся штукатуркой исторических зданий и жадностью местных торговцев. В конце концов, и Москва не сразу строилась — будут здесь и дорогие отели, и шикарные рестораны и досуг на любой вкус. Главный вопрос: останется ли нам все это по карману.
Тэги: |
|