НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
15-
25 мая 2010 года в Ставрополе, на площади возле местного Дома культуры и спорта, прогремел мощный взрыв. ЧП произошло перед выступлением танцевального коллектива «Вайнах» из...
2025-05-13-07-22-53
В Курской области на панно с фронтовиками попал снимок американского порноактера. Панно с ветеранами Великой Отечественной и СВО было установлено возле администрации города...
2025-05-07-04-23-46
Турист из Британии странным образом пропал в Амстердаме. 4 мая Райан прибыл с друзьями в аэропорт Схипхол и обнаружил, что забыл паспорт. Мужчина отошел от своих приятелей и потом перестал выходить на...
2025-05-13-05-56-16
Мир несколько отошел от шока нашествия коронавируса. И теперь озвучиваются интересные результаты исследований ученых. Там американские мужи науки, применив искусственный интеллект, пришли к выводам, что большая часть смертей, первоначально связываемых с COVID-19, была вызвана другим...
2025-05-07-04-48-10
Мужчина случайно был ранен из пневматической винтовки в нос. Пуля застряла у пострадавшего в носоглотке. С пациентом пришлось разбираться врачам оториноларингологического отделения Владивостокской клинической больницы...

«Черный квадрат» или черная дыра?

11 Июня 2015 г.

kvadrat malevicha

21 июня «Черному квадрату» Казимира Малевича исполняется сто лет. Считается, что именно в этот день художник-самоучка, трижды безуспешно пытавшийся поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, закончил работать над будущей эмблемой современного искусства. Юбилей, скорее всего, отметят без помпы, но и не обойдут молчанием. Например, «Третьяковка», где хранятся два варианта полотна — оригинал, показанный на известной выставке «0,10» в декабре 1915-го, и авторское повторение 1929 года, уже посвятила Малевичу недавно прошедшую «Ночь в музее». А также анонсировала летний фестиваль и экспозицию графики, намеченную на начало 2016 года.

Скандалы вокруг «Квадрата» не смолкают с того момента, как его впервые предъявили публике. Шок вызвало размещение картины — в красном углу, где традиционно висят иконы. Содержание, впрочем, тоже оставило немало вопросов. Черный квадрат на белом фоне: что может быть примитивней? Наиболее распространенный аргумент — мол, это сможет нарисовать даже ребенок — сторонники Малевича поспешили заклеймить как вульгарный. Более того, некоторые критики считают создание «Квадрата» переворотом, сравнимым с появлением шедевров Джотто. И подобные утверждения множатся день ото дня.

Малевич и сам любил поиграть словами, разъясняя свои художественные идеи. В этом плане он предвосхитил искусство XX века, которое невозможно представить без пухлых каталогов и пространных речей искусствоведов, взявшихся просветить дремучую публику. Главной целью Казимир Северинович считал уход от предметности — многовекового проклятия художника — в область чистого цвета. Никаких портретов и натюрмортов: по мнению художника, «изображение природы в художественной рамке» — все равно, что «мертвец, украшенный живыми цветами». Даже кубисты, игравшие осколками вещей и тел, казались для него недостаточно радикальными. План был дерзок: еще до создания «Квадрата» Малевич вместе с Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых работал над оперой «Победа над Солнцем». Название выбрано не случайно: дневное светило ассоциируется с аполлоническим началом — с созиданием, а значит, с культурой, которая противостоит дикому хаосу природы. Отрицание Солнца, предметности, а также разума, провозглашенные Малевичем, нашли много последователей среди философов XX века.

Сегодня можно смело утверждать: эти интеллектуальные поиски не увенчались особым успехом. Более того, оказались утопией, мечтой. А вот становлению современного искусства Малевич действительно поспособствовал. Точнее, помог развитию арт-рынка, где кубисты и абстракционисты стоят дороже старых мастеров, а ценность произведения определяется не эстетическими свойствами, но исключительно уплаченной суммой. Дорого — значит, хорошо. Например, в мае на открытых торгах Сhristie's был установлен очередной мировой рекорд: «Алжирские женщины» Пабло Пикассо ушли с молотка за 179 млн. долларов. Профессор Гарварда Дональд Томпсон, автор книги «Как продать за $12 миллионов чучело акулы», объясняет подобные парадоксы тем, что Рембрандт и Веласкес в продаже появляются редко: лучшие картины давно в музеях, а новых шедевров нет. Рынку же, который с каждым годом надувается как мыльный пузырь, необходимо бесперебойное «топливо», товар, картины на продажу. В итоге главным «поставщиком» стало современное искусство, большая часть которого, как честно пишет Томпсон, никому не нравится. Зато у него есть неоспоримое преимущество: этот источник еще долго не иссякнет.

В общем, «Черный квадрат» Малевича был лишь первой ласточкой. Точнее, исключительно дерзкой попыткой перечеркнуть многовековую историю живописи и заставить искусство играть по новым правилам. Его картины — как весь мейнстрим XX века, будь то работы Роя Лихтенштейна или Марка Ротко — требуют концептуального, а не эмоционального восприятия. Именно Казимир Малевич вывел изобразительное искусство за рамки эстетики — факт, ставший большой трагедией для многих зрителей. А также — причиной постоянно возникающей путаницы: люди приходят в музей посмотреть на Микеланджело, а им, грубо говоря, подсовывают инсталляцию из таблеток Дэмиена Херста — успешного творца нового времени. Возможно, лучше бы подобрать для contemporary art другое название, никак не связанное с искусством. Однако нынешний арт-рынок — маркетинг чистой воды. И современные художники прекрасно понимают: прикрываться многовековой историей куда выгоднее, чем начинать с нуля.

Спрашивается — что ж тогда празднуем? Конец прекрасной эпохи? Исчезновение традиционных живописи, графики, скульптуры, сгинувших в черной дыре актуального искусства? Крушение надежд на то, что когда-нибудь появятся новые Рафаэли и Тицианы? Неужели, все, что нам осталось — это херстовские коровы в формальдегиде и бессвязный лай Олега Кулика?

Хочется верить, что нет. Ведь желание получать эстетическое удовольствие неистребимо. Ни один фотоаппарат не сможет заменить воображаемые миры, рожденные в голове художника и перенесенные на холст. Как ни одна инсталляция — любой из портретов Серебряковой, всегда что-то рассказывающий о жизни и бессмертии. Без ловких манипуляций вроде пространных подписей в каталогах.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!