НА КАЛЕНДАРЕ

Продавцы воздуха

Елена Гущина   
31 Января 2019 г.

Вы обращали внимание, как в Иркутске с некоторых пор резко выросли потребности в секретарях, офисных сотрудниках, оформителях заявок и накладных? А уж зарплаты какие предлагают – от 35 т. р., от 49 т. р. Обещают финансовые перспективы, карьерный рост, престижную работу в здоровом коллективе. Объявлениями с этими соблазнительными предложениями увешаны чуть ли не все заборы, столбы и тумбы нашего города. Когда читатели стали задавать вопросы по поводу необыкновенного явления, редакция провела расследование.

3101 6 1

Внезапно подул ветер, и Сергей Иванович завернул в арку, чтобы прикурить. Поёживаясь от холода, скользнул взглядом по разноцветным квадратикам на стенах с предложениями работы. Машинально стал читать. Условия были несложные, зарплату обещали заманчивую.

«Почему бы и нет?»– подумал он. Дочка с внуком, нагостившись, уехали к себе, «фазенда» зимует под снегом, до лета практически делать нечего. Лишний рубль к пенсии не помешает – рука сама потянулась и сняла листочек с телефоном.

Женщина на другом конце провода была сама любезность, её не смутили ни возраст Сергея Ивановича, ни слесарное прошлое на заводе. Даже график можно подобрать по желанию – хоть по полдня работай.

– Мы вас всему обучим, не переживайте. У нас большая фирма, сейчас идёт расширение, и мы набираем сотрудников. Кем бы вы хотели работать? Народу нужно много – и офисные работники, и дежурные на телефон, и на оформление документов,– голос был приветлив и внушал доверие.

Сергей Иванович не успел рта раскрыть, как ему назначили день, время и продиктовали, к кому обратиться. Слегка оробев, переступил порог фирмы: просторные помещения, уставленные столами, большой актовый зал, в котором три десятка человек сосредоточенно заполняли анкеты. Выглядело всё очень солидно, каждого, кто сдал анкету, персонально вызывал менеджер и куда-то уводил. Пришли и за ним.

Доброжелательная женщина представилась его куратором, задала несколько вопросов и сказала, что его кандидатура рассмотрена, завтра вечером ему позвонят и сообщат, каково будет решение. Если его примут, то нужно будет пройти стажировку, и он сможет приступить к работе. «Чего тут стажироваться – принимать телефонные звонки?» – успел удивиться Сергей Иванович, но его уже проводили к выходу.

Назавтра его радостно известили, что его кандидатура одобрена, и он может приходить на занятия. Актовый зал опять был полон, публика собралась довольно пёстрая: много молодых парней и девушек, несколько мужчин и женщин постарше и такие, как он, пенсионеры. Судя по разговорам, некоторые приехали из Ангарска и даже из Черемхово.

Перед занятиями всем вручили несколько брошюр под залог пятисот рублей с обещанием вернуть, когда закончат учёбу.

Поначалу лекции показались многообещающими. Им рассказывали о серьёзном бизнесе, о перспективах, их ожидающих, о золотых горах – только сделай усилие и протяни руку. Преподаватели сменяли друг друга, заученные тексты отскакивали от зубов, но Сергея Ивановича начали одолевать сомнения.

В качестве эталона, к которым должны стремиться новобранцы, была представлена китайская компания Tiens (в русской транскрипции «Тяньши»), на которую много лет работает фирма, приглашавшая всех на работу. Китаец Ли Цзинь Юань, её основавший, якобы достиг небывалых высот благодаря уму и сообразительности. Если брать с него пример, убеждали лекторы-менеджеры, то обязательно добьётесь огромного благосостояния. Нужно только заняться распространением продукции китайской компании, и будет всем счастье.

В доказательство они приводили красочные графики, бодрые слайд-шоу и расписывали систему баллов, в соответствии которой слушатели пойдут навстречу удаче. Как они ни старались, к концу трёхдневной учёбы в зале осталась только горстка самых стойких. Сергей Иванович уже понял, что нарвался на пирамиду сетевого маркетинга, но остался из чистого любопытства. Да и пятьсот рублей было жалко, а их обещали вернуть только после конечного собеседования.

Закончилось всё тем, что искавшим работу предложили распространять БАДы той самой китайской фирмы. Причём сначала человек должен купить партию баночек-коробочек на нехилую сумму, тысяч на 20-30, потом искать на них покупателей, чтобы перепродать. Когда всё реализует, полученный навар и будет той самой обещанной зарплатой заманчивых размеров, красовавшейся на заборных листочках.

Так и закончился для Сергея Ивановича, не начавшись, путь к сияющим золотым вершинам. Правда, были и поверившие, которым не хватило здравомыслия или опыта. Три-четыре человека из сорока. Но напомним, что набор проводится еженедельно, мелким бреднем отцеживая наивных и доверчивых.

Сегодня поиск работы актуален, как никогда, для людей любого возраста. Циники пирамидальных фирм играют на их чувствах, заманивая обещаниями дать заработать, но истинная цель – их собственная нажива. Дурят и кружат голову мифическими прибылями, хотя на самом деле им важно только одно: заставить потратить деньги, покупая ненужный товар. Соискатели работы для них – материал одноразового пользования. Купили, принесли им прибыль, дальше пусть барахтаются как смогут. А завтра придут новые дурачки, будет с кого шерсть стричь.

Признаки пирамиды сетевого маркетинга таких «успешных» контор несложно распознать, если быть внимательным. Во-первых, ответы по телефону, если вы позвонили, похожи как под копирку. Мол, фирма, большая, оптовая, солидная, на рынке много лет. Дела идут настолько хорошо, что сейчас расширяются, в связи с этим набирают новых сотрудников.

Их нужно много и разных: для работы на телефоне, дежурства в офисе, помогать на складе, дежурить на вахте, вести учёт документов, заполнять анкеты, оформлять накладные и прочее. При этом в фирму готовы взять любого желающего, даже без образования и опыта работы, и предоставить любой удобный график.

«Требуется помощник руководителя», «Рассмотрим кандидатуру на должность заместителя директора»... Вам доводилось встречать в жизни назначения таких кандидатур по объявлению, да ещё без опыта работы?

Если позвонишь, приглашают в офис и назначают собеседование, обязательно с конкретным человеком. Таким образом штатный сотрудник набирает в свою команду волонтёров, получая за них бонусные баллы и проценты от прибыли. Анкеты, обязательные к заполнению, построены так, чтобы извлечь максимальную информацию о материальном положении человека.

После собеседования претендента отправляют прослушать лекции о радужных перспективах. В одних фирмах они обставлены наукообразно, описывают иерархию заслуженных сотрудников, почивающих на лаврах за счёт ренты («и вы так же сможете!»), излагают сложно запутанную систему баллов, которые предстоит заработать («зато потом не будете работать вообще, жить можно на проценты!»). В других фирмах просто тупо уговаривают вложить свои деньги в «товар», чтобы потом разбогатеть. В песнях сладкоголосых птиц счастья так и слышится: твоя удача, что ты пришёл к нам... купи товар... приведи новых лохов...

Читатели старшего возраста помнят, как в период ломки социализма и возникшего хаоса в нашей стране люди выживали как могли. Кто-то торговал «фирменной» косметикой, кто-то распространял «Гербалайф» или предлагал чудесные кастрюли «Цептер». Метод был прост, как валенок, – купишь со скидкой, продашь с наценкой. Всё это заворачивалось в фантики легенд о невероятном качестве и супердефицитности товара. Дурили друг друга все, сверху донизу по цепочке – от производителя фальсификатов до распространителей. В убытке оказывался несчастный покупатель, у которого кастрюля разваливалась, кремы вызывали аллергию, а выпитые таблетки в лучшем случае заканчивались расстройством желудка.

С тех пор наука морочить головы людям ушла далеко вперёд. Надо сказать, Ли Цзинь Юань, если он, конечно, существует на самом деле, придумал гениальную вещь: он создал самовоспроизводящуюся систему поиска и привлечения покупателей своего товара.

Пирамида вырисовывается многоэтажная. Ближний круг создаёт свои фирмы, набирает персонал, который получает процент от привлекаемых ими покупателей. Те в свою очередь, пытаясь вернуть потраченные деньги, привлекают следующих участников. Воронка расширяется, пирамида растёт вглубь и вширь.

Всегда находятся подражатели, и похожие фирмы сегодня расплодились во множестве. Они творчески мимикрируют, создавая новые приманки. Например, в Иркутске объявилась фирма, вместо БАДов торгующая квартирами. Вернее, призрачной мечтой в красивой обёртке.

Принцип тот же: купи квартиру за счёт тех, кого найдёшь и сагитируешь на авантюру. Человеку предлагается сделать первоначальный взнос на накопительный счёт и ждать своей очереди получения квартиры, на приобретение которой будут направляться взносы позднее пришедших. Если привлечёшь новых участников, очередь твоя продвинется быстрее. Оставшуюся стоимость будешь выплачивать по частям, уже счастливо проживая в новой квартире.

В фирме клянутся, что схема беспроигрышная и лучше ипотеки, потому что без процентов – люди просто скидываются на кооператив. Правда, чем будет гарантирована сохранность твоих денег на счетах непонятного, иностранного банка с неизвестной репутацией, менеджеры объяснить так и не смогли.

Фантазия возделывателей поля чудес неиссякаема, не устаёшь удивляться их творческим способностям. Но всех объединяют одни и те же заячьи уши, торчащие в каждом соблазнительном варианте: вам, прежде, чем начнёте зарабатывать, предлагают сначала потратить собственные деньги. Будьте осторожны – вряд ли они к вам вернутся.

P. S. Адреса и названия фирм – липовых работодателей, а также номера телефонов вербовщиков имеются в редакции газеты «Мои года».

  • Расскажите об этом своим друзьям!