"Социальная еда": либо всё дороже, либо дешево, но из чего попало |
23 Ноября 2018 г. |
Цены на социально значимые продукты питания в России, скорее всего, будут расти быстрее, чем инфляцию. Такой вывод следует из свежего прогноза Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. Напомним, на социально значимые продукты питания, такие, как свинина, яйца, хлеб, молоко и сахар, установлен льготный налог на добавленную стоимость в 10%, и повышать его в 2019 году не планируют. Однако косвенные последствия повышения НДС для других групп товаров скажется и на их цене, подчеркивают аналитики. Как пишет газета «Известия», эксперт Аналитического центра Анастасия Сысоева пояснила, что из-за повышения НДС больше всего могут подорожать те продукты, для получения которых задействована длинная производственная цепочка. Высокая совокупная налоговая нагрузка наблюдается, в частности, в сегменте хлебобулочных изделий, так как некоторые ингредиентов для них могут закупаться по основной ставке НДС. О том, нужен ли в России контроль цен на социально значимые товары, а также о том, насколько жестким он должен быть и какие механизмы для улучшения положения малоообепеченных граждан могли бы применяться, с «Полит.ру» поговорила Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. «Вопрос о ценах на так называемую «социальную» группу товаров обсуждается достаточно долго, и при этом используются различные подходы, вплоть до введения специальных продовольственных карточек. Цель же в этом случае стояла всегда одна – сделать так, чтобы подъем этих цен не влиял существенно на жизнь людей с низким достатком. Здесь есть несколько болевых точек, на которых хотелось бы остановиться. Во-первых, ни для кого не секрет, что качественное натуральное продовольствие, о котором идет речь как о социально значимом (то есть молоко, яйца и так далее) недешево в производстве. И чтобы цены на него были низкими, должны быть либо существенные дотации от государства, хотя бы с учетом интересов низкодоходной категории граждан, либо какой-то другой вариант помощи. Но пока нет ощущения, что способы влиять на ситуацию найдены и будут применяться. Это, конечно, огорчает, и не только в экспертном, но и в потребительско-жизненном аспекте. Потому что мы видим, что цены растут, а качество продовольствия отнюдь не хорошо – судя, опять-таки, по различным надзорно-контрольным измерениям именно по этой группе товаров, в том числе вполне официальным измерениям. Мы видим, что очень много фальсификата, очень много недоброкачественного по составу продукта, даже по бактериальному составу – то есть что в продовольственных товарах сейчас слишком много изъянов. Поэтому, конечно, говорить о том, что такой-то качественный продукт будет держаться на цене, которую мы считаем социально приемлемой, вряд ли можно. Фактически, приходится выбирать: либо это будет качественный продукт и цена его будет немалой, либо он будет дешевым, но или невкусным, или даже его нельзя будет употреблять, не вредя своему здоровью. Второй важный момент связан с тем, что местные органы власти, к сожалению, ведут себя в ряде вопросов очень странно, будь до власти в регионах или муниципальных образованиях. Я сейчас нахожусь в Кисловодске в командировке. Что тут потрясает? Казалось бы, это курортная зона, сюда приезжают люди – так надо же использовать этот шанс для поддержки своего производителя, верно? Та же молочная и мясная продукция могла бы производиться тут, где пользуется спросом. Но на деле сюда привозят продукты из очень далеких регионов. Естественно, в таком случае цена не может быть низкой. Наверное, стоило бы соответствующим контрольно-надзорным органам, включая прокуратуру, поизучать этот вопрос. Что это за странные цепочки? Почему нет уважения к местному производителю нет его поддержки? Есть и третий важный аспект. Как только пенсия повышается даже на очень небольшую сумму, больше того – как только о ее предстоящем повышении объявят, как продукты тотчас дорожают. И именно «социальная» группа продуктов, так что люди не могут ощущать, что прирост к пенсии как-то повлиял на их благосостояние. И это я назвала только самые бросающиеся в глаза болевые точки, а их немало и еще! Например, тот же пересмотр потребительской корзины, который Минтруд нам обещает, стоило бы произвести еще вчера, учитывая, как меняется конъюнктура потребления и вкусы людей, а также тот факт, что появился огромный рынок товаров. Все это надо рассматривать и вводить в потребительскую корзину какие-то другие показатели, а не считать только нормы на кашу и картошку. Для ряда регионов было бы полезно использовать опыт тех территорий, где уже нашли решение по социальным товарам. Например, есть вариант, когда эти социальные товары (конечно, по определенному перечню) становятся бесплатными или почти бесплатными для малообеспеченных граждан. То есть этим гражданам выдается потребительская карточка – или органы власти как-то иначе, но тоже из своих средств производят оплату. А люди имеют право приобрести зафиксированный ряд товаров по иным, низким ценам. То есть это качественные продукты, просто по той цене, которая реально является рыночной, они не были бы куплены этой группой населения. Изучить такой опыт все-таки стоит – и региональным органам власти, и федеральным. Потому что если федеральные органы власти выделяют какую-то сумму на выполнение социальных обязательств регионов, то можно просчитать, какие необходимы дотации для решения вопроса хотя бы описанным мною способом. Когда поддержка низкодоходной группы населения осуществляется через приобретение ими, например, продуктовой группы товаров, которую сами потребители оплачивают не полностью. И последнее, о чем бы я хотела по этому поводу сказать. Мы знаем, что население готово и даже склонно покупать отечественные продовольственные товары – мы убедились, что товары эти достаточно качественные и привычные для граждан. И надо выбирать из этого потока товаров, который создают производители, лучшие. Есть такое хорошее слово – патриотизм. Так вот, в экономике у нас его мало, нет поддержки собственного производителя. А такая поддержка – задача государства, в том числе местных органов власти. Надо поддерживать граждан, которые хотят работать в этой отрасли. Надо заниматься рекламой социальных продуктов. Тогда, полагаю, паззл сложится и не придется задумываться о повышении цен, о поисках неких источников компенсаций и так далее. И если бы станем использовать технологию продовольственных карточек, то и в них приоритет должен быть отдан отечественным продуктам. Я не вижу другого пути», – сказала Любовь Храпылина.
|
|