Возвращение к себе |
04 Декабря 2015 г. |
Нет ничего сложнее, чем наш мозг. В нем есть области, отвечающие за речь, память, внимание, за двигательную сферу... Но инсульты и травмы могут поразить любой из этих участков, сделать человека немым. Сложно ли заново научиться ходить, говорить, читать и писать? Что за профессия - нейропсихолог и нейродефектолог? Корреспондент "Российской Газеты" побывал в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации и узнал, как к людям возвращается дар речи, движения рук и ног. В палатах и полукруглых коридорах центра - почти домашний уют: идеальная чистота, цветы, мягкие кресла, приветливые улыбки медсестер. Ощущение хорошего санатория, а не больницы. Здесь лечатся москвичи за счет бюджета города. Как правило, попадают сюда после пребывания в реанимационных отделениях скоропомощных больниц, в которых им спасают жизнь. Что такое нейрореабилитация? - Представьте, что у человека возникло очаговое поражение мозга, погибла часть нейронов. Нужно "заставить" здоровые нейроны взять на себя их функции, - рассказывает главный врач центра Юрий Фукалов. - Это комплексное лечение, в котором участвуют неврологи, кардиологи, психиатры, терапевты, специалисты по лечебной физкультуре и массажу, логотерапевты, медицинские психологи, отоларингологи и многие другие специалисты. В день у больного лечебно-нейрореабилитационный процесс длится пять-шесть часов. В центре работает медсестра - молодая женщина. Несколько лет назад она попала в страшную аварию. Потом - месяц комы и полная беспомощность. - У меня было две свои компании, два высших образования, успешная жизнь, и разом всего этого не стало. Я не могла сказать ни одного слова, не могла вспомнить, кто мои родители, где мой дом, - говорит она. - В центре заново научилась всему: ходить, говорить, читать, писать. Когда поправилась, окончила медицинское училище, решила, что буду помогать людям пережить подобную трагедию. Работу по восстановлению речи комментирует дефектолог-логотерапевт Юля Рудометова: "Это сложнейшая, кропотливая работа, которая проводится индивидуально, в группах и в компьютерных залах по специально разработанной программе - где шаг за шагом восстанавливаются утраченные способности речевой функции". От первого лица В приемной у научного руководителя Центра патологии речи и нейрореабилитации, президента Всероссийской национальной ассоциации нейрореабилитологов, академика РАО, стоявшего у истоков создания и организации специализированной нейрореабилитационной службы Виктора Шкловского висит акварель: парус рассекает бирюзовые волны. Картину подарила, написавшая ее, чемпионка России по виндсерфингу Ирина Шестопалова, успешно прошедшая в Центре лечение и нейрореабилитацию. А от тревожных звонков телефон не умолкает: звонят бывшие пациенты, старые знакомые и даже незнакомые... просят помочь. Не отказывает никому: выслушивает, успокаивает.
Виктор Маркович, почему ваш центр называется "Центр патологии речи и нейрореабилитации"? Что такое речь? Виктор Шкловский: Речь - сложнейшая познавательная функция, свойственная только человеку. Именно нарушения речи и двигательных функций являются одним из ведущих факторов при определении инвалидности, поскольку резко снижается качество жизни человека. В Российской Федерации ежегодно регистрируются 450-550 тысяч больных с инсультом, 600 тысяч человек с черепно-мозговой травмой. Инсульты и черепно-мозговая травма выделены Всемирной организацией здравоохранения в особо сложную социально значимую категорию больных по тяжести последствий, инвалидизации и высокой смертности. Это связано с тем, что примерно 30 тысяч погибает, 70% становятся тяжелыми инвалидами. Лишь 10-12% возвращается к труду. У вас проходят реабилитацию и дети, и взрослые? Виктор Шкловский: Одновременно в центре лечатся 500 больных, в том числе и дети. Количество детей с поражением Центральной нервной системы неуклонно растет. Более чем у 40-50% детей в раннем возрасте обнаруживаются в той или иной степени выраженные расстройства внимания, памяти, мышления, поведения и др. (Точной статистики до настоящего времени нет.) Эти расстройства обусловлены поражением центральной нервной системы в результате патологии беременности, процесса родов, в раннем периоде развития. В связи с чем у них затруднен процесс восприятия знаний, обучение в школе. Крайне тяжелыми расстройствами являются нарушения речи - афазии и дизартрии, гемипарезы верхних и нижних конечностей вследствие перенесенных черепно-мозговой травмы или инсульта. Последние данные, озвученные в 2010 году министром здравоохранения, устрашающие: лишь 8,1% детей оканчивают школу здоровыми. Именно поэтому современная диагностика, лечение и нейрореабилитация - важнейшая, жизненная необходимость. Говорят, чтобы построить уникальный центр, вам потребовалось 60 лет... Виктор Шкловский: Да. Но я бы сказал несколько иначе. Прошло 60 лет жизни, учебы и работы. Это сложный и не простой путь. Благодаря нашим учителям и соратникам нам удалось не только разработать междисциплинарную поэтапную систему лечения и нейрореабилитации больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы, но и внедрение ее в практическое здравоохранение Москвы и других городов Российской Федерации. Но это только начало пути. Такой центр не должен быть уникальным. Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний центральной нервной системы должна быть доступна в каждом регионе страны. Именно в связи с этим возникает крайне сложная проблема - катастрофическая нехватка специалистов-нейрореабилитологов: врачей разных специальностей, нейропсихологов, нейродефектологов и целого ряда других. На дефектологических факультетах в педагогических университетах и кафедрах медицинских вузов таких специалистов практически не готовят для работы в клинических условиях. В связи с этим в течение многих лет мы занимались подготовкой специалистов для работы со взрослыми и детьми с очаговыми поражениями головного мозга. На базе нашего центра создан Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Но этого оказалось недостаточно. Необходимо реформировать систему вузовского образования, способную готовить специалистов для работы с крайне тяжелыми категориями больных. Это даст возможность решить проблему междисциплинарности, которая требует серьезного несуетливого обсуждения профессиональным сообществом и пошаговой системы организации. Какие существуют условия для успешной реабилитации? Виктор Шкловский: Максимально раннее начало лечения и нейрореабилитационных мероприятий, их непрерывность, интенсивность, длительность, комплексность медико-психолого-педагогического процесса. Необходима нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций, контроль за состоянием больного. Лечение и реабилитация должны продолжаться и после выписки из острого стационарного отделения. Система рассчитана на поэтапное лечение и нейрореабилитацию. Сколько длится реабилитация? Виктор Шкловский: За 21 день стационара, как положено по нормам ОМС, восстановить когнитивные и двигательные функции невозможно. Наши пациенты проходят курс лечения от 45 до 90 дней. Многие из них через некоторое время поступают повторно. Как к вам попасть? Виктор Шкловский: Необходимо получить направление из медицинского учреждения, где проведено первичное обследование, диагностика и своевременное лечение ребенка. Взрослые больные получают рекомендации и направление в Центр при выписке из стационара или поликлиники по месту жительства, в которых должна быть указана программа дальнейшего маршрута лечения. Окончательное решение о госпитализации принимает отборочная комиссия ЦПРиН. В последние годы в стране проведена огромная работа по организации и развитию лечения и нейрореабилитации больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний центральной нервной системы. Специализированная нейрореабилитационная помощь больным позволит начать лечебно-восстановительный процесс на самых ранних стадиях заболевания в нейрососудистых и перинатальных центрах, палатах ранней реабилитации, центрах патологии речи и нейрореабилитации, дневном стационаре, нейрореабилитационных отделениях, стационаре на дому. Важно добиться стратегического объединения структур системы здравоохранения, образования и социальной политики. Не разрушение, а осмысленное совместное программное построение системы лечения и нейрореабилитации, создание специализированных медицинских детских стационаров и специальных детских садов, где ребенок сможет получать достаточно продолжительное время квалифицированную помощь.
|
|