Заменят ли планшеты школьные учебники? |
Ксения Колесникова, "Российская газета" |
24 Марта 2015 г. |
В первой половине апреля издательства должны отправить в минобрнауки заключение экспертов: годятся их электронные учебники для школы или нет. Чем новый учебник отличается от оцифрованной книги, что такое "жидкая верстка" и кто будет закупать планшеты в школы? "Российская газета" изучила несколько электронных пособий разных издательств. Их удалось подержать в руках, оценить дизайн, удобство навигации, качество контента. Вердикт: уже через пару лет хорошее электронное приложение может сыграть решающую роль при выборе учебника. Впрочем, если электронная версия экспертизу не пройдет, из федерального перечня может "вылететь" и вся бумажная линейка. - Педагогическую экспертизу у нас проходят 527 учебников, - сообщили "РГ" в Российской академии образования. - Задействованы 207 лучших учителей и методистов, имеющих опыт разработки электронных образовательных ресурсов, победители конкурсов. Критерии, по которым оцениваются электронные учебники, прописаны в приказе минобрнауки. С одной стороны, они должны соответствовать "бумаге": те же картинки, параграфы, номера страниц. С другой стороны, рядом с традиционными элементами должны соседствовать слайдшоу, аудио и видеоролики, презентации, интерактивные карты, наглядные опыты. Учебник становится еще и тренажером с тестами и заданиями. Все это издательствам удалось реализовать, но у каждого- свои "фишки". Где-то заметки можно писать стилусом прямо в учебнике: программа распознает пропись и переводит ее в печатный текст. Где-то в учебник встроены не просто картинки, а изображения в 3D. Например, шапку Мономаха можно покрутить и рассмотреть со всех сторон. Кто-то рядом с новым термином дает гиперссылку на электронный словарь, чтоб ребенок сам нашел нужное определение. Кто-то дает его прямо на странице: нажал на термин - появилось окно " - это...". А кто-то сделал еще и удобный контекстный поиск слова по всему учебнику. Как, например, изменится урок литературы, когда практически каждое стихотворение можно "в один клик" послушать в исполнении известных актеров? Правильные интонации, хорошо поставленный голос - пример для подражания доступен 24/7. То же с языком: английские сказки в оригинале, сложные транскрипции без акцента, диалоги. ИЗО - картины Шишкина, Айвазовского, Васнецова - можно полистать в режиме слайд-шоу, увеличить, рассмотреть в деталях. Музыка - "Иван Сусанин" в исполнении Шаляпина... - Мы несколько лет тестировали электронные учебники в 25 регионах, с ними работают около 30 тысяч школьников, - рассказывает гендиректор издательства "Академкнига" Борис Пименов. - Успеваемость у детей выросла почти на 30 процентов. Один учебник может весить 200-300 мб, а весь набор, например для пятиклассника, займет на диске около 3ГБ. Установка занимает несколько минут. Много оперативной памяти приложение не требует - 512 Мб, их "потянут" даже смартфоны. Кстати, электронные учебники должны запускаться минимум на трех платформах, и, по крайней мере, две из них должны быть для мобильных устройств. Все издательства выбрали Windows, Android и iOS. Теоретически загрузить такой учебник можно даже на мобильник. В учебниках - полный интерактив. Кликаешь на параграф в содержании - отправляешься на нужную страницу. Создаешь там закладку, потом переходишь в словарь, а оттуда - в раздел тестов. У корреспондента "РГ" электронный учебник по истории для пятиклассника вызвал почти спортивный интерес. Около 12 видов заданий для проверки! "Найди соответствие", "впиши правильный ответ", "ранжирование", "исключи лишнее", "объедини в группы"... Проверяешь сам себя: правильный ответ подсвечивается зеленым, нет - красным. При этом в издательстве "Дрофа" объясняют: несмотря на множество мультимедийного контента, основное содержание не меняется. Скажем, в учебнике по физике - параграф про давление, а рядом картинка: человек на лыжах стоит на снегу, а в валенках - провалился по колено. В электронной копии - так же самая картинка, но человечки двигаются: один едет, другой - пытается выбраться из сугроба. Еще пример - в учебнике истории есть карта расширения Московского княжества: новые границы - новые цвета. А в электронной форме - так же карта, но в динамике. Примерно также иллюстрируются войны, сражения: меняется линия фронта, а комментатор за кадром объясняет, чья армия атакует, а чья - отступает. Такая "видеокарта". - Оставлять заметки на бумажном учебнике никто не разрешит, а тут - пожалуйста, их можно написать к любому выделенному фрагменту, - замечает Артем Соловейчик, вице-президент по новым технологиям "Просвещения". Кстати, с сентября прошлого года в шести московских школах реализуется проект "Мотивирующая образовательная среда". Это совместная разработка департаментов образования, информационных технологий Москвы и издательства "Просвещение". Для этого столица закупила 2600 планшетов и электронные учебники по истории, биологии и химии. Гаджет школьника, интерактивная доска, планшет учителя связаны в единую сеть. При этом доступ в "свободный" Интернет заблокирован: посмотреть сериал или поиграть точно не получится. - К нововведению относились осторожно, - рассказывает Елена Еремина, заместитель директора школы N 1995. - Но курсы по работе с планшетами, Google-технологиями, интерактивными комплексами сняли напряженность. Электронные учебники повысили интерес ребят к предметам, но не вытеснили ни практические и лабораторные работы, ни письмо, ни устные ответы. Все 45 минут ребенок за планшетом не проводит. В сентябре электронные учебники массово придут в школы. Но уже в апреле-мае любой учитель, имеющий личный кабинет во всероссийском проекте "Школа цифрового века", сможет и загрузить учебник, и попробовать провести по нему урок. С учетом пожеланий педагогов и экспертов приложения будут дорабатываться. - Главный вопрос к электронной форме учебника и к платформе - смогут ли педагоги вносить туда свои материалы? К сентябрю мы запустим такой механизм, - рассказывает Артем Соловейчик. Но как школьник сможет получить и прочитать электронный учебник? Не получится ли так, что Вася придет в школу с личным устройством, будет смотреть видео и презентации, а Петя будет сидеть рядом и тихо завидовать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. - Создается качественный контент, который будет воспроизводиться на любом современном устройстве. Для этого мы использовали технологию "жидкой верстки". То есть строки адаптируются под любой экран, становятся шире или уже, а нумерация страниц сохраняется. А уж какие устройства закупать, решит сама школа, - рассуждает Юрий Котляров, первый замдиректора издательства "Дрофа". - Думаю, что первое время многие будут заниматься по новым учебникам на компьютерах или ноутбуках, они есть во многих школах, а планшеты используются гораздо реже. Схему установки электронных учебников каждой школе придется еще отработать. Примерно она может выглядеть так: региональные органы управления образованием закупают электронные версии (возможно, они будут идти в комплекте с бумажными) и получают список индивидуальных паролей. Пароли отправляют в школы, а там их получает каждый ученик. Используя личный код, он сможет скачать приложение вместе с учебниками с сайта издательства или через AppStore, Google Play, MicrosoftStore. При этом каждый набор учебников надежно защищен и будет жестко привязан к учетной записи пользователя. Компетентно В Министерстве образования и науки "РГ" рассказали, что к организациям, которые проводят экспертизу учебников, предъявляются очень жесткие требования. Научную и педагогическую экспертизы имеют право проводить РАО, РАН, МГУ, СПбГУ, Академия народного хозяйства и госслужбы, Высшая школа экономики. Общественную экспертизу учебников обеспечивают Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация и некоммерческая организация "Лига образования". В требованиях минобрнауки говорится, что каждый бумажный учебник должен иметь электронную версию, работающую на разных платформах и носителях, в том числе работать и на электронных досках, которыми оснащены сегодня все школы в России. Такой подход обеспечивает универсальность и широкие возможности применения электронных форм учебников: их можно открывать и использовать новые возможности на разных типах устройств. Сегодня многие школьники уже имеют планшеты, большинство из которых способно работать с электронными версиями учебников. Такой подход позволяет улучшить восприятие материала и упростить жизнь школьникам и родителям. В соответствии с федеральным законом об образовании материально-техническое оснащение школы отнесено в компетенцию образовательной организации.
Тэги: |
|