ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Время для Дон Кихота

Подготовили Ксения Колесникова и Наталья Соколова, "Российская газета"   
18 Июня 2015 г.
Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/deti_18_06_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

child books

Читатель "РГ" прислал в редакцию список книг, рекомендованных школой его ребенку-шестикласснику для чтения летом. Всего около ста (!) произведений. Народные баллады "Грозный и Домна" и "Крысолов из Гамельна", "Полтава" Пушкина и "Бленгеймский бой" Р. Саути, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и "Дон Кихот" Сервантеса, "Дракон" Е. Шварца и "Роман о Тристане и Изольде" Ж. Бедье...

Мало того что сам список просто огромный. Почему в нем так много "взрослых" произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом "Российская газета" беседует с учителем русского языка и литературы московской школы N 57, главным редактором журнала "Литература" Сергеем Волковым.

Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

Сергей Волков: Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту "первого впечатления". А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия - не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги "вокруг программы". Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

То есть все читать совсем не обязательно?

Сергей Волков: Нет. Логика списка, который вам прислали, мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный "набор" здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут "зацепить" ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в присланном списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

Сергей Волков: Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился - посмотрите, среди "ста произведений", которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это "море" и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта - спрашивайте.

Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как "Дон Кихот"?

Сергей Волков: Многие произведения в школе даются "на вырост". В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс "зацепить" всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. "Дон Кихот", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Мертвые души", "Евгений Онегин" написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он - есть такая надежда - понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. "Дон Кихот" в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам "Вторую балладу" Пастернака - очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить - и они сами просили: "А давайте почитаем Пастернака".

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму "Витязь в тигровой шкуре". Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный - просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не "впихивать" что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

Как научить ребенка любить литературу?

Сергей Волков: А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.


А еще школьник должен прочитать летом:

"Песнь о Роланде"
В. Скотт "Роб Рой"
Н. Асеев "Синие гусары"
Е. Баратынский "Перстень"
Г.Р. Хаггард "Прекрасная Маргарет"
А.А. Бестужев-Марлинский "Испытание"
Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
Г.К. Честертон "Сапфировый крест"
А. Доде "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона"
М. Дрюон "Тисту - мальчик с зелеными пальцами"
И. Ефремов "На краю Ойкумены"

Мнение

{gallery}TXTS/2015/deti_18_06_15{/gallery}

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 "Царицыно":

- Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето - дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, "чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются". Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети "не расслаблялись".

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

- Я считаю, что "Дон Кихота" Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе - во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того "мусора", который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что "Дон Кихот" есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

- Я думаю, что читать "Дон Кихота" в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно - начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к "Войне и миру" после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что "Дон Кихота" не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги "смазывается" в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

- Я прочитал "Дон Кихота" Сервантеса примерно в таком же возрасте. "Дон Кихот" - один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей "Дон Кихота" выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. "Дон Кихот" - это универсальный образец романа. Думаю, что "Дон Кихот" из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, "взрослых" произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе "Войну и мир". Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки "Дон Кихота", то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

- Список литературы – это хорошая "шпаргалка" для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона "Остров сокровищ" и другие книги. Думаю предложить ему "Приключения Оливера Твиста" Диккенса. Все произведения из школьного списка – это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето – это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде – очень разные традиции. Где-то ребята читают "Евгения Онегина" уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
    Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
  • В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
    В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
  • «Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
    Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
  • Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
    Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
  • ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
    У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
  • ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
    ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
  • Играем с внуками: картонный домик для детей
    Играем с внуками: картонный домик для детей Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
  • Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
    Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
  • Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
    Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
  • И «ликбез», и радость
    Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
  • 5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
    5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию? Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
  • Котейки. Недетские новеллы
    В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
  • Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
    Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
    Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
  • В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
    В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
  • Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
    Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
    Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
  • Как заинтересовать ребенка космосом?
    Как заинтересовать ребенка космосом? Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
  • Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
    Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
  • Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
    Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.

 

Тэги: